КОММЕНТАРИИ
Вокруг России

Вокруг РоссииО старых песнях о главном, главных песнях о старом и о «новом-старом»

18 ОКТЯБРЯ 2011 г. АЛЕКСАНДР ФЕДУТА

РИА Новости

 

Белорусы, как известно, народ привычный ко всему. Их только что дустом не травили. Да и то, думается, выживем — как тараканы. Но прошлая неделя задела даже самых безразличных.

Прокуратура вызвала повесткой в суд лидера группы «Ляпис Трубецкой» Сергея Михалка. К сведению россиян могу сказать: Сергей Михалок в современной Беларуси больше, чем Сергей Михалков. Его песни хотя и не становятся гимнами, но слушают их в каждом доме, где есть хотя бы один человек в возрасте от 25 до 45 лет (границы, вероятно, можно расширить). Но это и есть практически «каждый дом».

За что вызвали? За интервью, в которых музыкант очень жестко оценил белорусские власти и лично Александра Лукашенко. Прокуратура вспомнила старый закон о защите чести и достоинства президента, который журналисты, вслед за римлянами, прозвали в свое время «законом об оскорблении императора». Находящемуся на гастролях Михалку направили повестку. Как намек: не те, мол, гражданин Михалок, песни о главном герое страны поете.

Народ недоумевает. Чем опасно для страны частное мнение гражданина Михалка? Тем, что он почувствовал себя гражданином, а не только деятелем попсокультуры? И открыто — а не на кухне своего дома — высказал его?

Да. Это и опасно. По поводу рейтинга Лукашенко спорить можно, а вот рейтинг Михалка бесспорен. Человек, дистанцировавшийся от политики, не выдержал. Прорвало.

Ну, с этим прокуратура знает, как бороться: повестка уже направлена и прецеденты защиты чести и достоинства белорусского «императора» уже были. А с кухнями начнут бороться сразу же после сессии белорусского парламента. Правительство внесло на рассмотрение новый законопроект, расширяющий полномочия Комитета государственной безопасности. Вплоть до беспрепятственного вторжения на кухни: в случае его принятия сотрудники КГБ получат возможность вламываться в любое помещение в стране, кроме дипломатического, применять оружие вплоть до убийства (с последующим уведомлением прокуратуры), а заодно работать под любым прикрытием, хоть с удостоверением профессора, хоть журналиста.

Заодно любая поддержка любого вида общественной и политической активности из-за рубежа переводит ее адресата в разряд агентуры вражеских разведок и грозит статьей за шпионаж и измену родине. Для справки: это касается не только западных грантов, скажем, на семинары по подготовке наблюдателей к выборам. Не так давно (до объявления, что Владимир Путин будет баллотироваться в президенты на следующий срок) белорусские русские националисты (белорусские — в смысле гражданства, русские — в смысле национализма) исключили из своих рядов троих путинских сторонников. Вот если, скажем, кто-то из них получит грант от фонда «Русский мир» на сайтик — это тоже будет агентурной деятельностью и изменой родине.

Знакомые нотки? Да. Старые песни о главном: о врагах народа, «пятой колонне» и т.д. Линия Сталина прошла по Белоруссии, как застарелый рубец, и никак не может рассосаться.

После шоковой реакции остатков белорусского гражданского общества последовал слив из спецслужб: ребята, чего мяукаете? Поздно! Такие же нормы действуют применительно к МВД Белоруссии.

Такие же — да не такие. Милиция все-таки не является органом политического сыска. В ее полномочия входит борьба с бандитизмом. И тут, конечно, можно долго спорить о том, есть ли у убийц и бандитов право на неприкосновенность жилища, но некоторые основания для таких полномочий у органов внутренних дел, как мне лично кажется, есть. Особенно если прокуратуру не уведомляют постфактум о применении оружия, и она достаточно правомочна, чтобы расследовать обстоятельства произведенного выстрела.

А тут — служба политического сыска. Да еще и появление в Уголовном кодексе статей, предполагающих закрытые судебные процессы. Власти явно пожалели о том, что сделали «декабристские» процессы закрытыми: от первоначальной версии событий 19 декабря, объявленных лукашенковскими СМИ результатами деятельности западных спецслужб (а была ведь еще и версия о «российском следе»!), камня на камне не осталось. Следующих оппозиционеров явно намерены судить закрыто. Или запугать так, чтобы те и не рыпнулись.

Вы спросите: что с этого простому белорусу? Ничего. Тут вот в девятый раз с начала года бензин подорожал. Это — главное. И утечка в Интернет письма председателя КГБ в прокуратуру с требованием возбудить дело против организаторов протестов среди автолюбителей свидетельствует: власти это понимают. Дело, скорее всего, возбуждено не будет — как, будем надеяться, и по Михалку, ибо слишком резонансно. Но ведь спецслужбам важно другое. Резонанс важен. Можно даже без приговора.

 

Минск

Версия для печати