КОММЕНТАРИИ
В экономике

В экономикеДля кого праздник?

16 ИЮЛЯ 2013 г. ВЛАДИМИР ВОЛКОВ

ИТАР-ТАСС
Кажется, сложно найти две более непохожие страны, чем Россия и Катар. Но общее у них все же есть. И та, и другая пробавляются торговлей нефтью и газом и готовы нести астрономические расходы на организацию спортивных соревнований, интерес к которым у их собственного населения равен нулю или быстро к нему стремится. Да и мнением этого самого населения на данный счет и там, и тут никто не интересуется.

Сумма, которую Катар готов выложить на подготовку Чемпионата мира по футболу-2022 иначе как оглушительной не назовешь – 200 млрд долларов, о чем со ссылкой на опубликованный в четверг отчет компании Deloitte сообщили мировые СМИ.

На что же шейхи собираются ухнуть эдакую прорву денег? Большую часть бюджета – около 140 млрд долл. – потратят на развитие транспортной системы, включая строительство дорог, метрополитена и нового аэропорта. А еще около 20 млрд долл. вложат в туристическую инфраструктуру в расчете на то, что к началу первенства число иностранных гостей вырастет до 3,7 млн человек в год (для справки: собственное население Катара – около двух миллионов).

Само собой потратятся и на возведение футбольных арен, которые для защиты от испепеляющей жары – а она здесь доходит до 50 градусов – могут оборудовать кондиционерами и даже системой создания искусственных облаков, если только в итоге не решат перенести соревнования на зиму (сейчас этот вопрос активно обсуждается).

В общем, все как у нас в Сочи – столице зимней Олимпиады в субтропиках, для которой уже начали запасать снег.

В скобках напомню, что в 2018-м у России будет и свой мировой футбольный чемпионат, расходы на который должны составить и вовсе смешную по катарским меркам сумму – около 660 млрд рублей (20,6 млрд долл.), из которых более половины (336 млрд рублей) придется на расходы федерального бюджета. То есть наши с вами расходы. Еще около 100 млрд рублей в общий котел внесут налогоплательщики регионов, которым посчастливилось принять у себя соревнования.

Впрочем, недавно министр спорта Виталий Мутко сделал весомую заявку на то, чтобы «скромность» наших издержек на предстоящую через пять лет футбольную феерию не так заметно бросалась в глаза. В конце июня он запросил у правительства на программу подготовки к турниру дополнительно 250 млрд рублей (около 7,8 млрд долларов). Так что главе Минфина Антону Силуанову пришлось тогда же публично потребовать законодательного ограничения бюджетных расходов на подготовку к соревнованиям на запланированном уровне.

И не мудрено.

Все последнее время Минфину приходится скрести по сусекам на выполнение пресловутых предвыборных обещаний действующего президента, а также запланированные им же грандиозные инфраструктурные стройки, в ряду которых ЧМ-2018 – далеко не самая серьезная расходная статья.

Еще более тяжким бременем расходы на футбольный чемпионат лягут на бюджеты регионов, принимающих первенство, многие из которых могут попросту их не выдержать. Об этом еще весной предупреждало агентство Standard&Poor’s, по расчетам которого реальные расходы региональных властей на подготовку к турниру уже тогда более чем вдвое превышали расчетные бюджеты.

Но может быть экономический эффект от проведения футбольного первенства впоследствии перекроет понесенные в процессе подготовки издержки? Здесь экспертыS&Pпредлагают избавиться от иллюзий: исторически подобные мероприятия суммарно давали умеренно-негативный вклад в экономику принимавших их стран. В большинстве случаев организаторы не только допускали перерасход бюджета и неэффективные траты, но в дальнейшем им приходилось покрывать расходы на содержание крупных спортивных объектов и инфраструктуры, ставших ненужными после проведения соревнований. России (и Катару), как видно, еще только предстоит хлебнуть это по полной.

Ну а как насчет эмоционального подъема нации? Выясняется, что и здесь ловить особенно нечего. Согласно данным июньского опроса «Левада-Центра», все больше российских граждан не только не верят в окупаемость ЧМ-2018 (как и сочинской Олимпиады), но и отказываются испытывать по их поводу гордость.

Какие эмоции обуревают подданных Катара, среди которых едва ли найдется десяток истинных любителей игры миллионов, в связи с объявленной на днях сметой, доподлинно неизвестно. Их в любом не спросили. А они не ответили – молчат, как и мы.

А вот в Бразилии, где поклонников и знатоков футбола явно больше, чем в России и тем более Катаре, а расходы на ЧМ-2014 (13,6 млрд долл.), заметьте, намного меньше, с некоторых пор молчать перестали.

Ну что ты будешь делать, если качественные дороги, образование, медицинские услуги и более низкие налоги им важнее нескольких «белых слонов» и слабого и недолговечного послевкусия, от испытанного не совсем понятно по какому поводу чувства «величия».

Фото EPA / ИТАР-ТАСС


Версия для печати