НОВОСТИ

Как же быть с концепцией?

13 АВГУСТА 2008 г. ГРИГОРИЙ ДУРНОВО

В Концепции внешней политики Российской Федерации, принятой 12 июля 2008 года, то есть меньше чем за месяц до начала конфликта в Грузии, в разделе «Приоритеты Российской Федерации в решении глобальных проблем», в пункте «Укрепление международной безопасности» сказано, в частности, что «Российская Федерация… твердо исходит из того, что санкционировать применение силы в целях принуждения к миру правомочен только Совет Безопасности ООН».Таким образом, действия России по принуждению к миру, о котором говорил президент Дмитрий Медведев (некоторые источники, правда, сообщают, что он говорил о «понуждении», однако на видеозаписи его совместного выступления 12 августа с президентом Франции Николя Саркози отчетливо слышен префикс «при-»), противоречат ее же только что принятой внешней концепции, поскольку были осуществлены без санкции Совета Безопасности ООН.

Можно отметить также, что в процитированном разделе говорится и о том, что Россия «последовательно выступает за снижение роли фактора силы в международных отношениях», «считает международное миротворчество действенным инструментом урегулирования вооруженных конфликтов», в то время как конфликт в Грузии, суверенитет которой Россия признает (об этом Медведев тоже говорил), Россия разрешала именно с помощью силы и без участия международных миротворцев. То есть российские силы были названы миротворческими, но миротворческий контингент был усилен подразделениями действующих войск и тем самым де-факто превратился в одну из сторон конфликта. Сейчас-то Россия в лице министра иностранных дел Сергея Лаврова действительно заявляет, что в Абхазии и Южной Осетии должно быть усилено международное присутствие.

Не забудем и то, что расслабляться рано. Саакашвили подписать-то план, подготовленный Саркози и Медведевым, подписал, но попросил вычеркнуть оттуда пункт о необходимости международного обсуждения вопросов будущего статуса Южной Осетии и Абхазии и путей обеспечения их прочной безопасности – этот вопрос в течение последних дней был главной проблемой, по поводу которой Россия и Грузия решительно не могли сойтись. Кроме того, Медведев говорил о том, что вопрос о территориальной целостности Грузии должны решать осетины и абхазцы – между тем, глава Южной Осетии Эдуард Кокойты и глава Абхазии Сергей Багапш заявили, что разговаривать с Тбилиси не собираются: пусть, мол, с преступниками разговаривает международный трибунал. Ну и, наконец, на самом деле нет подтверждения того, что пресловутая операция по «принуждению к миру» действительно закончена. Во всяком случае, корреспондент «Эха Москвы» уже после объявления о прекращении операции, видел в Гори убитых мирных жителей, а очевидцы сообщили ему, что в ночь на 13 августа был убит тележурналист из Нидерландов, а грузинские военные заявляли, что российские танки, артиллерия и снайперы продолжают наносить удары. Секретарь Совета национальной безопасности Грузии Каха Ломая заявил утром 13 августа, что в Гори было введено подразделение Вооруженных сил России и колонна тяжелой техники. Представитель же российских миротворцев, естественно, заверил ИТАР-ТАСС, что в Гори никаких российских миротворцев или приданных им войск и частей нет.

Версия для печати