КОММЕНТАРИИ
В обществе

В обществеАнализ письма Генеральному прокурору РФ "Еврейское счастье, русские слезы" от 11.01. 2005 г. Главный раввин Москвы Пинхас Гольдшмидт

15 ФЕВРАЛЯ 2005 г. ЕВГЕНИЯ АЛЬБАЦ
Предъявлено (цитата из письма) На самом деле
1. "В "Законах об идолопоклонстве" говорится, что "фигура из двух перекрещенных палок, которой поклоняются, запрещена к использованию" - то есть христианство причисляется к идолопоклонству и все предписания об отношении к идолопоклонникам ("акумам") подразумевают в России (стране с преобладающим православным вероисповеданием) прежде всего православных христиан (с. 389)". 1. "Акум" - сокращение от: "те, кто верит в звезды и знаки зодиака". Таким образом, ни христиане вообще, ни православные христиане в частности, не относятся в глазах евреев к идолопоклонникам.

2. Рабейну Яков Там, еврейский мыслитель XII века и внук Раши, сказал: "Если не еврей верит в единого Б-га, и если при этом он верит и в другие высшие силы, мы не относимся к нему как к идолопоклоннику". (Вавилонский Талмуд, комментарий Тосфот, трактат Санхедрим, 63 б).
Это утверждение рабейну Тама вошло в Ѓалаху - еврейский закон, и зафиксировано в кодексе еврейских законов "Шульхан Арух" (раздел Орах Хаим, 156а).
Таким образом, утверждение, что христиане, в том числе православные христиане, рассматриваются еврейской традицией как идолопоклонники, противоречит кодексу еврейских законов.

3. Приведенная цитата вырвана из контекста. Полностью текст говорит следующее: "Фигура из двух перекрещенных палок, которой поклоняются, запрещена к использованию, если ее предназначение для религиозных целей не отменено. Однако та же фигура, которую носят на шее просто для напоминания, разрешена к использованию". ( Кицур Шульхан Арух, глава 167: Законы идолопоклонства, п.5, с. 389.)

4. Еврею запрещено верить в каких-либо других Б-ов, кроме одного Б-га. Но для неевреев это не есть идолопоклонство (Талмуд, комментарий Тоcфот, трактат Санхедрим, 63Б; Шулхан Арух, раздел Орах Хаим, 156 А).
2. "Предписание при виде "идолопоклонского дома" (то есть храма) произносить ему проклятие: "Дом гордых выкорчует Б-г", а при виде разрушенного храма восклицать: "Б-г возмездия проявился!". Мало того, далее предлагается такой вариант этого предписания: "некоторые полагают, что речь идет о домах неевреев, живущих в мире, спокойствии и богатстве" (с. 389-390)". 1. См. пункты 1.1 и 1.2.
2. Основываясь на комментариях рабейну Тама (см. пункт 1.2), некоторые раввины, как, например, доктор Мордехай Горовиц, живший в Германии в начале ХХ века, в ѓалахическом труде "Мате Леви" разрешает евреям жертвовать деньги на строительство церквей при условии, что там не молятся евреи.
3. "Приравнивание нееврея к экскрементам (с. 47 и 48)". Фраза вырвана из контекста и искажена: "Все вышесказанное относится только к объединению группы из десяти человек в миньян. Но если уже есть десять человек, которые произносят Кадиш, Барху или Кдушу, то всякий, кто слышит, может ответить вместе с ними, даже если их отделяют от него несколько домов, поскольку "даже железный занавес не может отделить евреев от их Отца, Который на Небесах"; необходимо только, чтобы между миньяном и отвечающим не было экскрементов или идолопоклоннического капища" (Кицур Шульхан Арух, глава 15: Законы Кадиш, Барху и как объединяются в миньян десять человек, и что будет, если часть миньяна вышла, и законы о Хазане, стр. 47).

Таким образом, данное предписание запрещает евреям:
а) молиться в туалетных комнатах и в местах, покрытых нечистотами ("И послал Фараон и призвал Моисея и Аарона и сказал им … Помолитесь Господу; довольно же быть громам Божьим и граду, и я отпущу вас, и более не останетесь. И сказал ему Моисей: как выйду из города, простру я руки к Господу…". Книга Исход - Шмот, Ваера 9:27-29);
б) молиться, если миньян физически разделен неевреями.
4. "Запрещение обучать неевреев ремеслу" (с. 390). 1. Фраза искажена. Сказано: "Запрещено обучать идолопоклонника ремеслу" (Кицур Шульхан Арух, глава 167: Законы идолопоклонства, п. 20, стр. 390).
2. Данное предписание было внесено в закон как предостережение евреям против совершения действий, которые, в случае несчастного исхода, повлекли бы за собой обвинения в ритуальном убийстве (первое обвинение евреев в ритуальном убийстве относится к 1144 году, Норвич, Англия. [См. Исторический контекст]).
"Потому что, если он умрет или заболеет, евреи будут обвинены в этом" (Шульхан Арух, Иоре де'a 154, д).
3. См. пункты 1.1 и 1.2.
5. "Еврейке не следует помогать нееврейке при родах" (с.390). 1.Фраза приведена не полностью: "Еврейке не следует помогать нееврейке при родах, кроме как в случае, когда эта еврейка известна как акушерка - и в этом случае ей это разрешается (чтобы не вызывать вражды к нам), но только за плату и в будний день" (Кицур Шульхан Арух, глава 167: Законы идолопоклонства, п. 19, с. 390).
2. См. пункт 4.2. "Ребенок может заболеть или умереть, и тогда еврейка будет обвинена. Но если она акушерка и получает зарплату, то она может не опасаться обвинения, поскольку у них есть правило, что профессиональный человек не будет совершать намеренно неправильных действий, чтобы не потерять плату" (Шульхан Арух, Иоре де'a 154, б).
3. Данное предписание, как и запрет еврею-врачу оказывать помощь нееврею в Шаббат (которое имело те же причины, что указаны выше), были отменены раввином Овадия Йосефом - главным ныне живущим авторитетом в области Ѓалахи, на Конференции Европейских раввинов в 2004 г.
6. "Если человек взял в долг у нееврея, а тот умер, он имеет право отказаться платить его сыну, который не знает точно, брал ли этот еврей в долг у его отца" (с.405). Фраза вырвана из контекста: "Например, если человек взял в долг у нееврея, а тот умер, он имеет право отказаться платить его сыну, который не знает точно, брал ли этот еврей в долг у его отца. Если же нееврей знает точно, что еврей лжет, - это запрещено делать из-за "осквернения Имени Б-га". И даже в том случае, если нееврей не знает точно, лжет ли еврей, тот имеет право только отрицать заем или другой долг, который обязан выплатить ему. Однако если у еврея в доме есть некоторая вещь, принадлежащая нееврею, запрещено не отдать ее, поскольку это - настоящий грабеж. И более того, даже если еврей купил у нееврея какую-то вещь, запрещено обманывать его в счете, выплачивая ему деньги, как сказано: "…и рассчитается с покупателем…" - речь здесь идет про нееврея, который ведь продает вещь еврею только в обмен на определенную сумму денег, о которой они договорились, если же еврей не выплачивает ему всю эту сумму, то он является уже не скрывшим долг; а укравшим вещь" (Кицур Шульхан Арух, глава 182: Законы воровства и грабежа, п. 4, с. 405).
7. "При денежных расчетах "если нееврей ошибся сам, разрешается воспользоваться его ошибкой" (с. 406). Фраза вырвана из контекста: "Если нееврей ошибся сам, разрешается воспользоваться его ошибкой, если это не приведет к "осквернению Имени Б-га", то есть нееврею не станет известно о происшедшем; и правильно было бы, чтобы в этом случае еврей сказал нееврею: "Смотри, я полагаюсь на то, что ты посчитал правильным!" (Кицур Шульхан Арух, глава 182: Законы воровства и грабежа, п. 4, с. 406).
8. "Запрещено предавать еврея в руки нееврея, идет ли речь о жизни еврея или о его имуществе; и неважно, делается ли это посредством какого-либо действия или словами; и запрещено доносить на него или указывать места, где спрятано его имущество" (с.408) - настоятельно просим заметить: это касается предписанного евреям поведения на следствии и суде". Еврейский закон предписывает то же, что предписывают законы целого ряда стран, в частности, Пятая поправка к Конституции США, а именно: право не свидетельствовать против родственника.
9. "Его [нееврея] семя рассматривается как семя скотины" (Тосефта - дополнение к талмуду Кетубот, 3 б)". 1. Талмуд цитирует книгу пророка Иезекиля: "И пристрастилась к любовникам своим, у которых плоть - плоть ослиная, и похоть, как у жеребцов" (глава 23:20, цитируется по синодальному изданию Библии).

2. В Талмуде данное предписание относится к запрету прелюбодеяния (книга Шмот - Исход, 20:2-14).
10. "Ради [умерших] слуг и служанок … не говорят слов утешения, оставшимся после них, а надо сказать ему [еврею-хозяину]: "Да возместит тебе Бог твой убыток", совершенно так же, как говорят человеку, когда у него околеет бык или осел" (Иоре де'а 377-1)". 1. Данное предписание запрещает еврею двоедушие и цинизм: нельзя делать вид, что ты относишься к рабу после его смерти лучше, чем относился к нему при жизни (Авравам Ицхак Кук, первый Главный раввин Израиля, комментарий к Талмуду "Ин Айя").

2. Утратило смысл после ликвидации рабства.
11. «Запрещается спасать их [неевреев-акумов], когда они близки к смерти. Например, когда увидишь, что один из них упал в море, то не выручай его, даже если он хочет заплатить… Дозволено испытывать на акуме лекарство полезно ли оно?» ( Иоре де’а 158-1)». 1. Фраза извращена: «Запрещается спасать акумов из семи народов» ( Шульхан Арух, Иоре де’а 158-1).

2. Данные предписания относятся к семи народам земли Ханаан, с которыми Б-г повелел евреям сражаться, дабы освободить землю Ханаан (Тора, книга Дварим — Второзаконие, 20:17-18).
12. "Деньги акума суть как бы добро бесхозное и каждый, кто пришел первым, завладеет им". "По отношению к акуму не существует обмана" (Хошен га-мишпат 156-5, Хага; 227-26; 348-2б Хага)". 1. См. пункт 1.1.

2. Фразы "по отношению к акуму не существует обмана" в оригинальном тексте "Шульхан Арух" не существует.

3. Предписание: "Деньги акума суть как бы добро бесхозное и каждый, кто пришел первым, завладеет им" - имеет следующее продолжение: "Есть мнения, которые это запрещают".

4. В этой главе книги "Шульхан Арух" идет речь о законах конкуренции между евреями. Несправедливая конкуренция запрещалась. В средние века, когда был составлен "Шульхан Арух" (XVI в.), еврею запрещалось использовать власть идолопоклонников и неевреев, среди которых они жили, против другого еврея при совершении коммерческих операций. Но еврею было позволено обращаться к властям за разрешением для создания коммерческого предприятия.

5. Это предписание также указывает, что запреты, которые устанавливались для предпринимателей-евреев, не имели силы в отношении неевреев.
13. "Когда еврей обокрал акума и его [еврея] принуждают к присяге.., тогда он должен в сердце своем объявить присягу недействительною, потому что он принуждается к ней" (Иоре де'а 329-1,Хага). - Внимание: это вновь касается поведения евреев во время следствия и суда!" 1. Данная ссылка (Иоре де'а 329-1, Хага) в оригинальном издании "Шульхан Арух" отсутствует.

2. Внимание: лжесвидетельство запрещено заповедями, которые Б-г дал народу Израиля и обязал к исполнению под страхом смерти (9-ая заповедь, книга Шмот - Исход, 20:2-14).
14. "Когда о ком-нибудь установлено, что он трижды предавал еврея или его деньги акуму, тогда надо подыскивать пути и способы сжить его со света". "В расходах, сделанных для того, чтобы сжить предателя со света, повинны участвовать все жители местности" (Хошен га-мишпат 388-15 и -16)". 1. Данное предписание устанавливает запрет на донос (Шульхан Арух, Хошен га-мишпат 388-9).

2. Толкование слова "акум" см. пункт 1.1.
15. "Предателя дозволяется убивать на всяком месте, даже в наше время. Убить его дозволено раньше, чем он успевает сделать донос [могущий принести убыток "либо на теле, либо в деньгах, хотя бы их было немного"]… и каждый, кто первый убьет, приобретает заслугу" (Хошен га-мишпат 388-10)". Запрет на донос. См. пункт 14.1
16. "Еврей-вольнодумец, то есть тот, который совершает богослужение акумов … убивать всех таких - доброе дело. Когда есть власть убить их всенародно мечом, тогда пусть это свершится; если же нет, то их надо опутывать всячески, дабы причинить им смерть. Например, когда увидишь, что один из них упал в колодец и в колодце стоит лестница, тогда спеши вытащить ее, говоря: "Вот у меня забота - надо снять моего сына с крыши, и я тебе сейчас принесу ее обратно" и т.п. (Хошен га мишпат 425-5)". 1. Согласно комментариям Талмуда и Ѓалахи этот закон относится к эпохе Первого Храма, который был разрушен 2500 лет назад (Авраам Ешаяу Карелиц в его комментарии к "Мишнэ Тора" Маймонида, глава Швиит).
. Пункты 8-15 Следует особо подчеркнуть, что приведенные в письме аргументы, относящиеся к пунктам 8-15, взяты авторами антисемитского манифеста из знаменитого дела Бейлиса, который был обвинен в ритуальном убийстве в 1911 году, в Киеве. Суд присяжных оправдал Бейлиса. В состав присяжных входили: Митрофан Кутовой - крестьянин села Хотово, Савва Мостицкий - киевский извозчик, Георгий Оглоблин - чиновник, Константин Синьковский - служащий почты, Порфирий Клименко - крестьянин, работник Демидовского винного склада в Киеве, Митрофан Тертычный - житель села Борщаговка, Петр Калитенко - служащий киевского вокзала, Фауст Савенко - крестьянин села Кожуховка, Архип Олейник - крестьянин из Гостомеля, Иоасаф Соколовский - крестьянин, контролер киевского трамвая, Иван Перепелица - домовладелец на Вознесенском спуске и Макарий Мельников - губернский секретарь, помощник ревизора контрольной палаты.
Версия для печати