Системные реформы
23 сентября 2017 г.
Выпрямление синусоиды
24 ОКТЯБРЯ 2014, АЛЕКСЕЙ КУЗНЕЦОВ

Наталья Демина

Страсти, закипевшие вокруг протеста учителей, учеников и их родителей против слияния школы «Интеллектуал» с гимназией 1588 более месяца назад, не утихают. Участники процесса и заинтересованная общественность обсуждают различные административные и финансовые аспекты, спорят о том, что было, а что не было нарушено, «Интеллектуалу» дают советы, сочувствуют, поддерживают, критикуют, посылают проклятия, злорадствуют. Иными словами, как говорил по схожему поводу Король в сказке Шварца: «За стеной люди давят друг друга, режут родных братьев, сестер душат… Словом, идет повседневная, будничная жизнь».

Далеко не последним является вопрос «Зачем?» Зачем все это затеяно? Разумеется, широко обсуждается версия целенаправленного и злонамеренного «удушения» школ для одаренных детей с целью приведения подрастающего электората к общему знаменателю. «Умные нам не надобны, надобны верные». Рискнем предположить, что дело не в этом. Дело в выстроенной за последние годы системе управления; в частности – образованием.

Наталья Демина

К образованию можно подходить двумя принципиально разными способами. Можно рассматривать его как конвейерную систему, задача которой состоит в производстве продукта с некими заданными государством и обществом характеристиками. Этот подход вовсю реализовывался в индустриальную эпоху, на нем основывались и британские частные школы XIX века – «фабрики джентльменов», и российские дореволюционные гимназии, «лепившие» чиновников, и советские школы с «молодым строителем коммунизма» на выходе. Постиндустриальное общество провозгласило иную цель – максимально полное раскрытие личности каждого ученика, т. е. перенесло акцент с государственного интереса на гуманистический принцип. В основе такой модели лежит разнообразие образовательных учреждений, специализаций, учебных курсов, методик преподавания. Только при наличии всего этого можно надеяться, что каждый ребенок найдет свою образовательную «нишу», в которой его индивидуальность, задатки, запросы семьи получат наиболее адекватное выражение.

Наталья Демина

Зададимся вопросом: какое место в той и иной системе играет образовательное чиновничество? Ответ очевиден. При первом варианте его роль велика: оно руководит процессом от первой до последней стадии, ставит задачи, контролирует и корректирует их выполнение. Оно и представитель заказчика, и руководящий штаб, и «госприемка». Это позволяет ему быть многочисленным и разговаривать со школами грозно и высокомерно. А вот при втором варианте, предполагающем тонкую индивидуальную работу, ему остается второстепенная роль «службы тыла», призванной обеспечивать, выражаясь военным языком, «действия боевых подразделений», т. е. школ. А тыл – он и есть тыл, как его ни назови.

Результаты вышеупомянутой тонкой индивидуальной работы самим школам измерить нетрудно: они проявляются в стремлении детей не разбегаться после звонка с последнего урока, в регулярно приходящих в школу выпускниках, в благодарных отзывах родителей, в хорошо заметном учителю личностном росте ученика. Однако арифметически это не выразить. Чиновничеству же как раз нужен именно численный показатель, ибо его уже можно повышать, а это по сути единственное, что они умеют делать. И такими показателями объявлены результаты ЕГЭ с олимпиадами и средняя зарплата по школе.

Наталья Демина

При всей своей кажущейся осмысленности результаты ЕГЭ на самом деле о работе школы сообщают не так уж много. Во-первых, многие дети готовятся к экзамену с репетитором или на вузовских курсах. Во-вторых, очень многое зависит от мотивированности ребенка и его семьи, на которые школа может влиять весьма ограниченно. В-третьих, как особенно отчетливо показали последние два года, эти результаты тоже не в последнюю очередь зависят от установки сверху: ЕГЭ-2013 изобиловал «сливами» материалов, и средние баллы были высоки; ЕГЭ-2014 проведен сравнительно корректно, и результаты заметно снизились. С олимпиадами тоже не все гладко, да и число детей, становящихся победителями и призерами региональных и всероссийского тура (что учитывают рейтинги) достаточно невелико.

Между тем, слияние школ по схеме «сильная+средняя+слабая» позволяют статистику улучшить, ничего не меняя в качестве работы. Число «высокобалльников» ЕГЭ и победителей-призеров олимпиад остается примерно таким же, но распределяются они теперь по втрое меньшему числу школ, процент растет, абсолютные цифры растут, аутсайдеров с нулевыми показателями больше не осталось, начальник окружного управления «крутит дырку» в лацкане пиджака.

Наталья Демина

Еще более наглядно позволяет «повысить показатель» пресловутая средняя зарплата. Слияние школ позволяет интенсифицировать труд учителя. Например, в небольшой школе на 600 человек (два класса в параллели) у химика нагрузка чуть больше ставки, и больше ничего существенного, помимо классного руководства, на него не навесишь. Сливаем три такие школы, увольняем одного химика (уж один из трех-то будет пенсионером, так что можно даже два оклада при увольнении не платить!), и у двух оставшихся – уже по полторы ставки. Рост зарплаты налицо, а то, что любой учитель вам скажет, что от полутора ставок (т. е. 27-и уроков в неделю) начинается халтура даже у добросовестного педагога – так чиновника это мало волнует, ему надо сейчас дать результат, через три-четыре года он уже в другом кресле будет оптимизировать что-нибудь еще… А возрастающая зарплата администрации, в первую очередь директора, еще и повышает ее управляемость, что также немаловажно.

Наталья Демина

Конечно, подобный ресурс будет исчерпан довольно быстро, и рост прекратится. Тогда придумается еще что-нибудь, и преемник нынешнего руководителя регионального управления образования будет столь же напористо проводить в жизнь еще какую-нибудь реформу. Не исключено, что разукрупнение школ. А то мы этого с зимним временем не наблюдали!

Так что не надо конспирологии! «Интеллектуал» призван стать буксиром, который существенно поднимет показатели вполне рядовой гимназии 1588. А то, что школа с уникальной атмосферой, методиками, комплексом внеклассной работы и тщательно подобранным педколлективом перестанет, скорее всего, существовать, с точки зрения чиновника – побочный эффект, не более того.

Благодарим Наталию Демину за предоставленные фотографии.













  • Евгений Ясин: Министерства у нас вообще берут на себя слишком много той работы в области системного регулирования, которой должны заниматься корпорации. 

  • «Ведомости»: Греф неоднократно критиковал правительство, считая нынешний кризис кризисом госуправления.

  • Сергей Алексашенко: Как можно управлять тем, чего нет? Pavel Kravtsov: Всё верно: не можешь победить процесс - возглавь его!

РАНЕЕ В СЮЖЕТЕ
Реквием по судебной реформе
14 ИЮЛЯ 2017 // ПЕТР ФИЛИППОВ
Дайджест по публикациям федерального судьи в отставке Сергея ПашинаСудебная реформа, задуманная еще в годы горбачевской перестройки, была одобрена Верховным Советом РСФСР 24 октября 1991 года. Она провозглашала: возрождение суда присяжных и института мировых судей; введение судебного контроля за правомерностью заключения под стражу; несменяемость судей; пересмотр показателей работы милиции, прокуратуры и судов. Иллюзии авторов концепции подкреплялись видимыми успехами.
Новый центр реформ от Германа Грефа
16 ФЕВРАЛЯ 2015 // МАКСИМ БЛАНТ
В минувшую пятницу Путин созвал в Ново-Огареве совещание, главной темой которого должна была стать борьба с кризисом и антикризисный план правительства. Помимо руководителей экономического блока правительства, Администрации президента и Банка России, в совещании приняли участие бывшие реформаторы первой пятилетки 21 века – Алексей Кудрин и Герман Греф. По словам Кудрина, одной из главных тем совещания стали необходимые российской экономике системные реформы. Бывший «суперминистр» Греф предложил свой вариант реформы госуправления. Нынешний глава Сбербанка комментариев прессе по своим предложениям пока не дает. 
Прямая речь
16 ФЕВРАЛЯ 2015
Евгений Ясин: Министерства у нас вообще берут на себя слишком много той работы в области системного регулирования, которой должны заниматься корпорации. 
В СМИ
16 ФЕВРАЛЯ 2015
«Ведомости»: Греф неоднократно критиковал правительство, считая нынешний кризис кризисом госуправления.
В блогах
16 ФЕВРАЛЯ 2015
Сергей Алексашенко: Как можно управлять тем, чего нет? Pavel Kravtsov: Всё верно: не можешь победить процесс - возглавь его!
Четырехдневки россиянам ждать еще долго
7 ОКТЯБРЯ 2014 // МАКСИМ БЛАНТ
Международная организация труда предложила участникам организации перейти на четырехдневную рабочую неделю. Эта мера позволила бы поднять занятость, улучшить экологию и качество жизни. Комитет Госдумы по труду обещает организовать общественное обсуждение инициативы МОТ, однако большинство экспертов скептически относится к предложению предоставить россиянам лишний выходной. При этом большинство ссылается на низкую производительность труда в российской экономике. Однако дело, похоже, не только в низкой производительности труда. Последствия могут быть весьма неприятными, и дело тут вовсе не в отсутствии третьего выходного.
Прямая речь
7 ОКТЯБРЯ 2014
Евгений Ясин: Такая мера абсолютно никому не нужна, это предложение просто дискредитирует саму депутатскую инициативу. В стране много проблем, которые заслуживают внимания.
В СМИ
7 ОКТЯБРЯ 2014
«Коммерсант»: Низкая производительность труда и критическая зависимость бюджета от сырьевых доходов не дадут "никакого шанса массово перейти на четырехдневную рабочую неделю.
В блогах
7 ОКТЯБРЯ 2014
BiFkun: К слову, о 4-х дневной рабочей неделе - открывается больше возможностей для работы в двух местах. sebastyan-pe: Народу позитива решили ливануть.
Путин строит технологический лифт
21 ЯНВАРЯ 2014 // АЛЕКСАНДР ГОЛЬЦ
Главный начальник страны, похоже, всерьез отнесся к рассуждениям вице-премьера Дмитрия Рогозина о том, что с помощью бюрократических ухищрений России удастся «срезать угол» и ликвидировать научно-техническое отставание от передовых государств Запада и Востока. Президентпровел в Туле совещание о деятельности учрежденного год назад Фонда перспективных исследований. По словам главы государства, это учреждение должно стать неким «технологическим лифтом для оборонных инноваций», «обеспечить их максимально быстрое внедрение и соответствующее производство предлагаемого оборудования, взять на себя финансовые риски».