В оппозиции
22 мая 2018 г.
Ильдар Дадин, князь Владимир и ветхая Старая площадь
23 НОЯБРЯ 2016, ПАВЕЛ ПРОЦЕНКО

ТАСС

Ответ со Старой площади пришел по нынешним временам почти мгновенно. 10 ноября я отправил телеграмму на имя президента В.В. Путина с единственной просьбой — «освободить узника совести Ильдара Дадина». В этих нескольких словах уже заключалось и обоснование требования. Еще в 2015 году Дадина признала узником совести всемирно известная организация Amnesty International. Но что нам западные резоны? Поэтому я сослался и на недавнее событие: открытие 4 ноября в Москве памятника святому равноапостольному князю Владимиру. Присутствие при этом руководителей государства, выступления президента и патриарха, несомненно, придало происходящему действу смысл символический, отсылающий к нашим нравственным и цивилизационным истокам. Узника совести потому и нужно срочно освободить, чтобы (писал я в телеграмме) «тем самым утвердить жизненность заветов св. князя Владимира, который впервые на Руси соединил закон с милосердием».

Конечно, в конце обращения стояла и подпись отправителя: бывший советский политзаключенный, писатель. Деталь незначительная, но в обратной перспективе последнего столетия призванная еще раз напомнить о трагедии исторического развития России, скатившейся в 1917 году в пропасть насилия.

Ответ помечен 11 ноября 2016 года. Консультант департамента письменных обращений граждан и организаций Администрации президента РФ И. Куров ссылается на законы и указы, которые «не предусматривают участие Президента Российской Федерации, должностных лиц его Администрации в разрешении по существу поставленных [в обращении] вопросов». В их отношении «предусмотрен иной порядок обжалования». Еще Куров «разъяснял, информировал, дополнительно сообщал» о том, что у нас в стране органы суда, прокуратуры и следствия самостоятельны и независимы, а проверка «обоснованности судебных актов» возможна лишь в порядке апелляционного производства.

Иными словами, прислана типичная отписка, хорошо знакомая по советским чиновничьим каруселям, смысл работы которых в годы застоя блестяще описал Юлий Ким в одной из своих песен: «Пишите нам пишите, а мы прочтем, прочтем».

На моей памяти эпистолярные контакты граждан с госаппаратом прошли три условные стадии. Стадия первая: со второй половины 1960-х по 1987 год на все обращения к власти следовало твердокаменное «нет», «ничего не можем сделать». Вторая: с 1987 по 2000 год изменился характер ответов, приходящих от госчиновников. Даже при отказах было заметно стремление подчеркнуть, что власть в принципе открыта к просителю и просто не имеет возможностей удовлетворить его просьбу. «Инстанции» демонстрировали заинтересованность в уважительных и доброжелательных отношениях с гражданами. Третья: в путинскую эпоху поступательно возрастал бюрократический подход к ответам на обращения людей, фактически слившись по стилю с периодом советским.

Даже в годы военного коммунизма или Большого террора отношение советских властителей к жалобам и требованиям населения колебалось в зависимости от проведения той или иной политической кампании. Находились советские работники в правительственном и судебно-правоохранительном аппарате, которые пытались очеловечить безликую работу государственной машины и помочь людям в их стремлении улучшить свою жизнь. Но, как ни менялась линия партии, в течение последнего столетия гражданин в СССР, а потом в РФ мог общаться с властью лишь как проситель, униженно ожидающий снисхождения и помощи. Если же верхи отказывают в твоей просьбе — значит так тому и быть во веки.

Подобное архаичное отношение чиновничьего аппарата к обществу скорее говорит о крепостнических мечтах кремлевских обитателей, чем о стремлении к построению динамично развивающейся страны. И резко диссонирует с открытием 4 ноября, в государственный праздник новой России, памятника князю Владимиру. Вернее, в эстетическом отношении этот памятник и внутренняя политика путинской партийно-государственной машины вполне подходят друг к другу. Неказистая, воинственная фигура князя скорее напоминает безжалостного воителя. Однако это все же отсылка к легендарной фигуре, основателю государственности и культурной традиции, в которых мы существуем. К святому, признанному таковым еще в глубине веков.

Троица наших великих историков отмечает главное в деле князя Владимира: христианское милосердие, привнесенное в закон. Георгий Федотов, автор выдающихся сочинений о характере русской святости, точно суммировал это, подчеркнув, что для наших предков Владимир был, прежде всего, не Крестителем, а Владимиром Милостивым. В «Повести временных лет» выделено именно добросердечие князя, ставшее особенностью его личности и ее влияния на современников и последующие поколения.

Надо сказать, что при всей трудности русского исторического развития императорская Россия не забывала заветов основателя своей культуры: медленно, спотыкаясь, продвигалась к построению открытого общества. Большевизм отбросил страну к мрачным языческим практикам.

Осуждение на тюремный срок Ильдара Дадина за мирное выражение своей гражданской позиции представляет современную российскую действительность в позорном свете. Его судьба перечеркивает надежды на перспективы развития отечества. Разве своими отговорками и отписками надзиратели из Сегежской ИК-7 не подражают «консультантам» из Администрации президента? Одно из двух. Или приговор Дадину, пытки, которым он подвергся в концлагере, являются отражением национальной идеи, которую властная вертикаль родила-таки в недрах Кремля, и тогда это означает полный разрыв с наследием князя Владимира. Или все же воздвижение памятника на Боровицком холме являет политическую волю поставить страну на путь человеколюбия. В конце концов, для чего прозвучали на церемонии открытия слова о том, что наше сознательная история началась со дня крещения Руси, с актов милосердия, совершенных князем-неофитом? Зачем тогда на всю страну транслировались слова Натальи Солженицыной, сказанные у подножия монумента, о том, что на русской истории до сих пор лежит тень «коллективизации и ГУЛАГа», что необходимо осудить зло, которому мы поддались в XX веке? Зачем тогда это ее напоминание собравшимся 4 ноября представителям высших ветвей власти и избранной общественности о подвиге св. Владимира, который «осудил в своей жизни то, что было неправедно… и решительно повернулся к свету»?

ТАСС

Может быть, вся эта церемония устроена лишь для видимости, для «внешнего врага» — остального мира, с тревогой наблюдающего за происходящим в России? В это не хочется верить, ибо тогда мир уже имеет дело с политической фантасмагорией, вновь воцаряющейся на стыке между Европой и Азией. В противном случае нужно быстро и в корне менять внутреннюю политику государства, стиль и суть отношений чиновничества с гражданами, и, прежде всего, возвращать в страну культуру политической терпимости и добросердечности. Первым шагом в этом направлении должно стать освобождение узников совести и незамедлительно — Ильдара Дадина.

Ветхая традиция бюрократических имитаций Старой площади должна уступить место новому вину благотворных перемен в государстве и обществе.



Фото: 1. Россия. Москва. 7 ноября 2016. Памятник святому равноапостольному князю Владимиру на Боровицкой площади. Артем Геодакян/ТАСС
2. Россия. Москва. 4 ноября 2016. На открытии памятника святому равноапостольному князю Владимиру на Боровицкой площади. Михаил Метцель/ТАСС













  • Леонид Гозман: Одна из причин, по которым разгон был таким жёстким, – они испугались событий в Армении

  • Медуза: Войсковое казачье общество «Центральное казачье войско» получало финансирование от мэрии Москвы на обучение по разгону митингов. Об этом сообщил телеграм-канал «Чудеса OSINT»

  • Catherina Gordeeva: И страшно, кстати, не за тех, кого бьют, а за тех — кто. Именно с тем, кто бьет, унижает, намеренно причиняет боль слабому, младшему, безоружному происходят изменения необратимые 

РАНЕЕ В СЮЖЕТЕ
Навальный кушает детей
10 МАЯ 2018 // СЕРГЕЙ МИТРОФАНОВ
Мы, поколение «перестройки», всегда очень интимно относились к ее политическим целям и продолжению. Поэтому в последующие двадцать-двадцать пять лет мы и в мороз, и в жару ходили на все митинги и демонстрации, как бы опасаясь, что без нас огонь демократии будет потушен. Мы чувствовали личную ответственность за подливание масла в огонь. Слова Макаревича «Но верил я — не все еще пропало,/ Пока не меркнет свет, пока горит свеча» — отнюдь не случайны. Однако годы берут свое, и в семьдесят кричать «Мы тут власть!», «Пока мы едины — мы непобедимы» и петь молодежную песню про свечу — как-то уже стилистически неловко. Тем более что подросло поколение, которое даже не знает, кто такая «бабушка Новодворская».
Шпана с нагайками в Москве – анонс путинской инаугурации
7 МАЯ 2018 // АЛЕКСАНДР РЫКЛИН
Нет никаких сомнений в том, что максимально жесткая реакция со стороны власти на мирные антиправительственные демонстрации по всей стране – прямое указание Администрации президента. Даже текст, который в минувшую субботу на Пушкинской площади звучал из полицейских громкоговорителей, существенно отличался от традиционного. К давно вызывающему смех объяснению «вы мешаете проходу граждан» добавилось угрожающее предупреждение. «В случае неповиновения, – разносилось на всю площадь, – к вам будет применена физическая сила и специальные средства». И полиция сдержала свое обещание! Итог акции 5 мая, выходить на которую призвал своих сторонников Алексей Навальный, – более полутора тысяч задержанных по всей России.
Прямая речь
7 МАЯ 2018
Леонид Гозман: Одна из причин, по которым разгон был таким жёстким, – они испугались событий в Армении
В СМИ
7 МАЯ 2018
Медуза: Войсковое казачье общество «Центральное казачье войско» получало финансирование от мэрии Москвы на обучение по разгону митингов. Об этом сообщил телеграм-канал «Чудеса OSINT»
В блогах
7 МАЯ 2018
Catherina Gordeeva: И страшно, кстати, не за тех, кого бьют, а за тех — кто. Именно с тем, кто бьет, унижает, намеренно причиняет боль слабому, младшему, безоружному происходят изменения необратимые 
Уроки Армении
3 МАЯ 2018 // АЛЕКСАНДР ГОЛЬЦ
Судя по всему, в Армении победила «шашлычная» революция. После того, как 2 мая оппозиции удалось заблокировать любое движение наземного транспорта (как автомобильного, так и железнодорожного), тамошняя Республиканская партия, пока еще числящаяся правящей, пообещала не препятствовать избранию премьером лидера уличных протестов Никола Пашиняна. А он в свою очередь призвал к прекращению протестов. Таким образом, группировке Сержа Саргсяна, который пробыл премьером всего несколько дней, не удалось взять реванш за счет большинства в парламенте.
Прямая речь
3 МАЯ 2018
Аркадий Дубнов: Мы не знаем, насколько российский народ готов жертвовать собой, защищая те ценности, которые от его имени декларирует национальный лидер.
В СМИ
3 МАЯ 2018
«Известия»: Протестная улица фактически выдвинула на главный пост государства «темную лошадку», не обладающую достаточной компетенцией и общественной поддержкой.
В СМИ
3 МАЯ 2018
hippy_end: Всё верно, сносить власть надо, пока драйв есть, и бюджет готовы отпускать по полной программе. Так что сегодня "армянская бархатная" пошла уже во всеармянском масштабе
Кащееву иглу путинского режима искали в Вильнюсе
13 АПРЕЛЯ 2018 // ИГОРЬ ЯКОВЕНКО
Пятый Форум свободной России, который состоялся в Вильнюсе 11-12 апреля 2018 года, был намного более «увесистым», чем четыре предыдущих. Народу было больше. Фриков и сумасшедших, без которых не обходится ни одна политическая тусовка, намного меньше, а, кроме того, был избран руководящий орган Форума и под его флаг стали собираться вполне реальные проекты. Впрочем, обо всем по порядку. Сначала, естественно, обсудили мероприятие 18.03.18. Выясняли, можно ли считать итоги этого мероприятия, несмотря на все допущенные нарушения, подтверждением массовой поддержки Путина российскими гражданами. Тут мнения разошлись вполне радикально.