В оппозиции
27 февраля 2017 г.
Ильдар Дадин, князь Владимир и ветхая Старая площадь
23 НОЯБРЯ 2016, ПАВЕЛ ПРОЦЕНКО

ТАСС

Ответ со Старой площади пришел по нынешним временам почти мгновенно. 10 ноября я отправил телеграмму на имя президента В.В. Путина с единственной просьбой — «освободить узника совести Ильдара Дадина». В этих нескольких словах уже заключалось и обоснование требования. Еще в 2015 году Дадина признала узником совести всемирно известная организация Amnesty International. Но что нам западные резоны? Поэтому я сослался и на недавнее событие: открытие 4 ноября в Москве памятника святому равноапостольному князю Владимиру. Присутствие при этом руководителей государства, выступления президента и патриарха, несомненно, придало происходящему действу смысл символический, отсылающий к нашим нравственным и цивилизационным истокам. Узника совести потому и нужно срочно освободить, чтобы (писал я в телеграмме) «тем самым утвердить жизненность заветов св. князя Владимира, который впервые на Руси соединил закон с милосердием».

Конечно, в конце обращения стояла и подпись отправителя: бывший советский политзаключенный, писатель. Деталь незначительная, но в обратной перспективе последнего столетия призванная еще раз напомнить о трагедии исторического развития России, скатившейся в 1917 году в пропасть насилия.

Ответ помечен 11 ноября 2016 года. Консультант департамента письменных обращений граждан и организаций Администрации президента РФ И. Куров ссылается на законы и указы, которые «не предусматривают участие Президента Российской Федерации, должностных лиц его Администрации в разрешении по существу поставленных [в обращении] вопросов». В их отношении «предусмотрен иной порядок обжалования». Еще Куров «разъяснял, информировал, дополнительно сообщал» о том, что у нас в стране органы суда, прокуратуры и следствия самостоятельны и независимы, а проверка «обоснованности судебных актов» возможна лишь в порядке апелляционного производства.

Иными словами, прислана типичная отписка, хорошо знакомая по советским чиновничьим каруселям, смысл работы которых в годы застоя блестяще описал Юлий Ким в одной из своих песен: «Пишите нам пишите, а мы прочтем, прочтем».

На моей памяти эпистолярные контакты граждан с госаппаратом прошли три условные стадии. Стадия первая: со второй половины 1960-х по 1987 год на все обращения к власти следовало твердокаменное «нет», «ничего не можем сделать». Вторая: с 1987 по 2000 год изменился характер ответов, приходящих от госчиновников. Даже при отказах было заметно стремление подчеркнуть, что власть в принципе открыта к просителю и просто не имеет возможностей удовлетворить его просьбу. «Инстанции» демонстрировали заинтересованность в уважительных и доброжелательных отношениях с гражданами. Третья: в путинскую эпоху поступательно возрастал бюрократический подход к ответам на обращения людей, фактически слившись по стилю с периодом советским.

Даже в годы военного коммунизма или Большого террора отношение советских властителей к жалобам и требованиям населения колебалось в зависимости от проведения той или иной политической кампании. Находились советские работники в правительственном и судебно-правоохранительном аппарате, которые пытались очеловечить безликую работу государственной машины и помочь людям в их стремлении улучшить свою жизнь. Но, как ни менялась линия партии, в течение последнего столетия гражданин в СССР, а потом в РФ мог общаться с властью лишь как проситель, униженно ожидающий снисхождения и помощи. Если же верхи отказывают в твоей просьбе — значит так тому и быть во веки.

Подобное архаичное отношение чиновничьего аппарата к обществу скорее говорит о крепостнических мечтах кремлевских обитателей, чем о стремлении к построению динамично развивающейся страны. И резко диссонирует с открытием 4 ноября, в государственный праздник новой России, памятника князю Владимиру. Вернее, в эстетическом отношении этот памятник и внутренняя политика путинской партийно-государственной машины вполне подходят друг к другу. Неказистая, воинственная фигура князя скорее напоминает безжалостного воителя. Однако это все же отсылка к легендарной фигуре, основателю государственности и культурной традиции, в которых мы существуем. К святому, признанному таковым еще в глубине веков.

Троица наших великих историков отмечает главное в деле князя Владимира: христианское милосердие, привнесенное в закон. Георгий Федотов, автор выдающихся сочинений о характере русской святости, точно суммировал это, подчеркнув, что для наших предков Владимир был, прежде всего, не Крестителем, а Владимиром Милостивым. В «Повести временных лет» выделено именно добросердечие князя, ставшее особенностью его личности и ее влияния на современников и последующие поколения.

Надо сказать, что при всей трудности русского исторического развития императорская Россия не забывала заветов основателя своей культуры: медленно, спотыкаясь, продвигалась к построению открытого общества. Большевизм отбросил страну к мрачным языческим практикам.

Осуждение на тюремный срок Ильдара Дадина за мирное выражение своей гражданской позиции представляет современную российскую действительность в позорном свете. Его судьба перечеркивает надежды на перспективы развития отечества. Разве своими отговорками и отписками надзиратели из Сегежской ИК-7 не подражают «консультантам» из Администрации президента? Одно из двух. Или приговор Дадину, пытки, которым он подвергся в концлагере, являются отражением национальной идеи, которую властная вертикаль родила-таки в недрах Кремля, и тогда это означает полный разрыв с наследием князя Владимира. Или все же воздвижение памятника на Боровицком холме являет политическую волю поставить страну на путь человеколюбия. В конце концов, для чего прозвучали на церемонии открытия слова о том, что наше сознательная история началась со дня крещения Руси, с актов милосердия, совершенных князем-неофитом? Зачем тогда на всю страну транслировались слова Натальи Солженицыной, сказанные у подножия монумента, о том, что на русской истории до сих пор лежит тень «коллективизации и ГУЛАГа», что необходимо осудить зло, которому мы поддались в XX веке? Зачем тогда это ее напоминание собравшимся 4 ноября представителям высших ветвей власти и избранной общественности о подвиге св. Владимира, который «осудил в своей жизни то, что было неправедно… и решительно повернулся к свету»?

ТАСС

Может быть, вся эта церемония устроена лишь для видимости, для «внешнего врага» — остального мира, с тревогой наблюдающего за происходящим в России? В это не хочется верить, ибо тогда мир уже имеет дело с политической фантасмагорией, вновь воцаряющейся на стыке между Европой и Азией. В противном случае нужно быстро и в корне менять внутреннюю политику государства, стиль и суть отношений чиновничества с гражданами, и, прежде всего, возвращать в страну культуру политической терпимости и добросердечности. Первым шагом в этом направлении должно стать освобождение узников совести и незамедлительно — Ильдара Дадина.

Ветхая традиция бюрократических имитаций Старой площади должна уступить место новому вину благотворных перемен в государстве и обществе.



Фото: 1. Россия. Москва. 7 ноября 2016. Памятник святому равноапостольному князю Владимиру на Боровицкой площади. Артем Геодакян/ТАСС
2. Россия. Москва. 4 ноября 2016. На открытии памятника святому равноапостольному князю Владимиру на Боровицкой площади. Михаил Метцель/ТАСС













  • Дмитрий Орешкин: Инстинкт политика, если он у Навального есть, должен подсказать ему, что нужно начать делать ещё, помимо расследований.

  • Фонтанка.ру: Порядка 10 молодых людей вышли на акцию против Алексея Навального к его предвыборному штабу в Петербурге в субботу. Граждане именуют себя движением «Антимайдан».

  • Сказатель: Навальному не хватает харизмы для нынешней президентской кампании. Ни кому не хватает, но и у него так же.

РАНЕЕ В СЮЖЕТЕ
«Последнее слово» как старт предвыборной кампании
6 ФЕВРАЛЯ 2017 // АЛЕКСАНДР РЫКЛИН
Прямо скажем, в формате «Последнее слово как политический манифест» Алексей Навальный поднаторел. Сам он уверяет, что уже семь раз за последние несколько лет упражнялся в этом жанре. Я, признаться, сколько ни считал, больше шести ни разу не получилось, но Алексею Анатольевичу, разумеется, виднее. На содержательной части этого выступления мы еще остановимся, а пока в двух словах о ходе и фактических итогах процесса, хотя по этому поводу сказано уже было немало. Приговор прозвучит 8 февраля. Сегодня непросто найти человека, который не был бы уверен в его более или менее точном содержании...
Прямая речь
6 ФЕВРАЛЯ 2017
Дмитрий Орешкин: Инстинкт политика, если он у Навального есть, должен подсказать ему, что нужно начать делать ещё, помимо расследований.
В СМИ
6 ФЕВРАЛЯ 2017
Фонтанка.ру: Порядка 10 молодых людей вышли на акцию против Алексея Навального к его предвыборному штабу в Петербурге в субботу. Граждане именуют себя движением «Антимайдан».
В блогах
6 ФЕВРАЛЯ 2017
Сказатель: Навальному не хватает харизмы для нынешней президентской кампании. Ни кому не хватает, но и у него так же.
Поверка Дадиным. Панорама феномена
5 ФЕВРАЛЯ 2017 // СЕРГЕЙ МИТРОФАНОВ
Этот сюжет недооценен. Оппозиционные СМИ отписались вяло, и их можно понять. Разве не банально, что очередного невиновного парня система закатала в лагерь? Совсем недавно, на памяти еще не ушедшего поколения, система закатывала в лагеря невиновных миллионами. Но, слава богу, сегодня — не вчера и режим теперь не столь жесткий, а мягкий, гибридный, как сказала бы мадам Шульман. Однако если чему удивляться, так, скорее, избирательности нажима, тому, что закатали одного лишь Дадина. Да еще для этого потребовались какие-то невнятные объяснения и оправдания со стороны нескольких влиятельных инстанций, а также целый процесс в Конституционном суде России. Точно, Шульман посчитала бы это большим прогрессом.
«Смеешь выйти на площадь в тот назначенный час?»
27 ЯНВАРЯ 2017 // АЛЕКСАНДР РЫКЛИН
Собственно говоря, назначен уже не только час, но и дата… На первом заседании, что состоялось в начале уходящей недели, Оргкомитет по подготовке марша памяти Бориса Немцова принял решение, что он стартует от Славянской площади 26 февраля в 14.00. Называться акция будет «Марш Бориса Немцова», планируется пройти тем же скорбным маршрутом, что мы шли через несколько дней после убийства Бориса — по набережной с выходом на Большой Москворецкий мост. Теперь, конечно, важно, чтобы мэрия Москвы не воспротивилась этим нашим планам. Впрочем, какая там мэрия? Ясно же, что каждый раз, когда речь идет о многотысячной уличной акции, вопрос о ее согласовании решается в Администрации президента.
Чем заняться оппозиции
19 ДЕКАБРЯ 2016 // АЛЕКСАНДР ГОЛЬЦ
«Жалкое зрелище, просто душераздирающее зрелище, — сказал ослик Иа-Иа. — Все же не могут. А некоторым и не приходится. Тут ничего не попишешь». Хотите, считайте это эпиграфом к тексту о съезде партии ПАРНАС, а можете считать это эпитафией… Вялые, но успешные попытки обеспечить лидерство главного начальника партии Михаила Касьянова, гордый уход несогласных с «узурпацией власти», происходивший до, во время и после съезда. Глубоко содержательный спор демократов о том, следовало ли выдвигать в партийные списки отъявленных националистов и антисемитов. Изгнание усомнившихся и торжественное переизбрание верных соратников. 
Прямая речь
19 ДЕКАБРЯ 2016
Александр Рыклин: Я не очень понимаю смысл происходящего и то, как вышедшие из партии люди будут в дальнейшем себя позиционировать, а также чем они собираются заниматься. 
В СМИ
19 ДЕКАБРЯ 2016
«Новая газета»: Партия существует сугубо формально. Льгота на участие в парламентских выборах без сбора подписей — последний ресурс партии, но и он будет утрачен
В блогах
19 ДЕКАБРЯ 2016
Илья Яшин: При всем моем личном уважении к Михаилу Касьянову стоит признать: как лидер партии он оказался несостоятелен и всего за полтора года привел ПАРНАС к полному краху.