КОММЕНТАРИИ
В Кремле

В КремлеГлумление над трупом

13 АПРЕЛЯ 2006 г. АЛЕКСАНДР РЫКЛИН
«Вы еще дышите?» — «Дышу». — «А если еще чуть-чуть сдавить?» — «Ну если только чуть-чуть». — «Так нормально?» — «Нет, плохо». — «То есть уже не дышите?» — «Уже не дышу». — «Слушайте, да он вроде умер… Ну надо же…»

Российская политическая практика последних лет, характеризующаяся массированной атакой на демократические принципы, вот-вот обогатится новым сюжетом. Вроде бы всему миру уже совершенно очевидно – демократия в нашей стране приказала долго жить. Померла то есть у нас демократия. Ребеночек не дотянул даже до совершеннолетия. Так эти некрофилы из «Единой России» все никак не угомонятся – продолжают ее бедную терзать и мучить.

Скорее всего, в ближайшее время Госдума рассмотрит ряд поправок в законы, регулирующие партийную жизнь. Теперь, по задумке депутатов – а поправки внесли четыре «едроса», — народные избранники уже не смогут менять внутридумскую прописку. Избрался от «Единой России», так, будь любезен, загнивай в этой фракции до дембеля. Шаг в сторону – расстрел. Вернее – лишение мандата.

Конечно, если такая крепостная норма вступит в силу, она, несомненно, будет противоречить Конституции. О чем, кстати, говорят и некоторые представители нынешнего думского корпуса. Но это – сущие пустяки, Конституционный суд нам все разъяснит. Однако в пакете, предложенном на этой неделе к рассмотрению, содержится и гораздо более любопытная поправка. Она запрещает партиям вносить в свои избирательные списки членов других политических организаций. Понятно, что в «Единой России» не приветствуются самодеятельные законотворческие инициативы. Однако у меня складывается впечатление, что на сей раз мы имеем дел именно с вдохновенным творчеством. Похоже, депутаты в своем постоянном рвении понравиться кремлевским начальникам сели в лужу – властям эта поправка явно не выгодна. Она ломает кремлевский сценарий по объединению демократов и поэтому, скорее всего, не будет поддержана.

Не то чтобы отсутствие представителей демократических партий в нынешней Думе сильно беспокоило кремлевских начальников. Но они бы все-таки предпочли, чтобы кто-нибудь от СПС или «Яблока» разбавлял протухший единороссовский супчик и время от времени выступал со взвешенными критическими замечаниями в адрес действующей власти. Конечно, можно было бы и из «Единой России» назначить пару резонеров, но это, согласитесь, хлопотное дело. Пришлось бы Суркову со товарищи писать им обличительные речи, объяснять каждый раз, что можно критиковать, а что нет, ограждать от репрессий со стороны коллег и т.д. А тут подготовленные ребята, с хорошо подвешенными языками, с большим демократическим стажем служения Кремлю и отечеству, сами отлично понимают, на что можно наезжать, а за что дадут по шапке. Словом, не оппозиция – конфетка. И Западу предъявить не стыдно. Не замшелые и никому не известные Плескачевский с Резником, а проверенные бойцы демократического фронта, старая гвардия ельцинской эпохи.

Исходя из этой логики, Кремль был бы не прочь, чтобы на следующих парламентских выборах какие-нибудь демократы преодолели семипроцентный барьер и заняли думские кресла. Но порознь СПС и «Яблоко» в Думу не попадают. По вполне объективным причинам – не набирают достаточного количества голосов избирателей. А «кидать» им бюллетени, конечно, никто не будет. (Невозможно же «кидать» и тем, и этим. Хватит одной «Единой России».) Следовательно, необходимо как-то объединяться.

По некоторым данным, Кремль уже пару месяцев назад дал принципиальное согласие на объединение СПС и «Яблока» и даже выделил на эту историю какой-никакой бюджет. В этом сценарии тоже есть два варианта – можно на базе существующих структур образовать новую партию, а можно просто перед выборами сформировать единый список. Что, понятно, проще. К тому же способ обкатан – совместный список СПС и «Яблока» с божьей и лужковской помощью завоевал аж три мандата в новом составе Мосгордумы.

На самом деле, желание власти слить две старейшие демократические партии России обусловлено далеко не только чисто эстетическими соображениями – чтобы Дума гляделась получше. Есть и политическая задача: такое сепаратное объединение выводит за рамки парламентского процесса других демократических политиков, которых Кремль считает (и хочется верить – вполне обоснованно) абсолютно недоговоропригодными. Речь, прежде всего, идет о Михаиле Касьянове, Гарри Каспарове, Владимире Рыжкове и Ирине Хакамаде. То есть для Кремля принципиально важно не допустить создания действительно большой Объединенной демократической партии.

Так вот в СПС далеко не все согласны с предложенной формой сепаратного объединения. Против пока выступают лидер СПС Никита Белых и член политсовета этой партии (кстати говоря – ответственный за объединительный процесс) – Борис Немцов. Но в Кремле еще не потеряли надежды склонить их к сотрудничеству. Тем более что СПС – партия разновекторных устремлений. В ней немало таких, кто полагает, что пора кончать играть в оппозицию, настало время договариваться с Кремлем и занимать привычные места в Думе.

Так вот, отнимая у лояльных Кремлю демократов удобную опцию – объединиться в общий список прямо перед выборами, власти сильно усложняют жизнь этой, так сказать, «вменяемой» части оппозиции. При нынешних законах у «Яблока» и лояльных власти представителей СПС была возможность потянуть время, а потом, якобы от безыходности, согласиться на вариант единого списка. Но если поправки вступят в силу, такой возможности уже не будет. Следовательно, этим решением Кремль загоняет «своих» демократов в угол. А зачем загонять в угол союзников?

Обсудить "Глумление над трупом" на форуме
Версия для печати