КОММЕНТАРИИ
В Кремле

В КремлеВремя cудить палачей

2 МАРТА 2005 г. ЕВГЕНИЯ АЛЬБАЦ
Gongadze.org

Для того чтобы политические убийства раскрывались, нужна смена режима.

Это вчера со всей очевидностью подтвердил арест в Киеве трех возможных убийц журналиста Георгия Гонгадзе: Служба безопасности Украины арестовала одного генерала и двух полковников Министерства внутренних дел, которых подозревают в устранении оппозиционного журналиста в сентябре 2000 года.

Недавно избранный президент Украины Виктор Ющенко заявил: «Предыдущая власть не только не имела политической воли раскрыть» убийство, но и «была крышей для убийцы». И добавил: «Сейчас становится понятно, почему Геннадию Васильеву (бывший Генеральный прокурор Украины) не удалось раскрыть это дело». «Цель была одна — никогда не раскрыть».

Со дня убийства Влада Листьева прошло десять лет — дело лежит. Со дня убийства репортера «МК» Дмитрия Холодова прошло чуть больше десяти лет — дело зашло в тупик. Михаила Маневича, вице-губернатора Петербурга, убили в девяносто седьмом — следов не найдено. Галину Старовойтову — в девяносто восьмом: у следствия имеется не одна версия, но непонятно, что и как смогут доказать в суде. Исключение в этом мартирологе, который насчитывает еще с десяток фамилий, — убийство депутата Сергея Юшенкова: и заказчика, и исполнителя суд приговорил к различным срокам заключения. Однако, исключение лишь подтверждает правило: не будь убийцы связаны с партией «Либеральная Россия», которую спонсировал ярый оппонент Кремля и опальный олигарх Борис Березовский, было бы хоть это преступление раскрыто?

Виктор Ющенко вчера заявил, что после ареста предполагаемых убийц Гонгадзе самое важное: «Выяснить, кто организовывал и заказывал убийство».

Однако для того чтобы не только убийцы, но и заказчики политического убийства были найдены и отданы под суд, нужна не просто смена режима: необходима РАДИКАЛЬНАЯ смена режима. Такая, какая произошла в Германии и Чехии в конце восьмидесятых, в Венгрии и в Польше – в первой половине девяностых, в Болгарии – во второй половине девяностых, в Югославии (в Сербии) – на исходе века.

Горбачев не решился раскрыть тайну убийства тысяч польских офицеров по приказу Сталина в Катыни – должен был рухнуть режим, развалиться Советский Союз, прийти в Кремль Борис Ельцин, чтобы это преступление стало достоянием гласности. Однако странная смерть Петра Машерова, популярного лидера Белоруссии времен Советской власти, – по-прежнему тайна. Весьма странное самоубийство в августе 1991 года могущественного Николая Кручины, управляющего делами ЦК КПСС и главного регулятора финансовых потоков партии, – за семью печатями. Сколько людей и по чьей вине полегло в Москве, в здании парламента и около него, в октябре 1993 – из того же ряда.

Произойдет ли радикальная смена режима на Украине? Пока вопрос. Еще в ноябре 2000 года, через два месяца после убийства Георгия Гонгадзе, личный охранник тогдашнего президента Украины г-на Кучмы Микола Мельниченко обнародовал записи разговоров своего начальника с министром внутренних дел и руководителем секретариата. Кучма там достаточно недвусмысленно приказывал своим подчиненным расправиться с Гонгадзе: «Вышвырните его! Отдайте чеченцам!» (Кто у кого учился, когда «отдавал» чеченцам журналиста Андрея Бабицкого в том же 2000 году?)
Пленки эти оставляют у специалистов немало вопросов. И тем не менее экспертиза, проведенная американской компанией Bek Tek, равно как и заключение, сделанное Брюсом Коенигом (Bruce Koenig), основателем компании и бывшим руководителем специальной лаборатории ФБР, занимающейся исследованием видео- и аудиосвидетельств преступлений, утверждает, что те части пленок, где идет разговор о Гонгадзе, «не имеют признаков редактирования или /целевого/ изменения; ни фразеология, ни структура предложений не свидетельствуют о том, что эти части пленки были составлены из /специально подобранных/ слов, слогов или путем элиминации фраз».

Таким образом, если президент Украины действительно хочет найти заказчиков убийства журналиста, ему придется вернуться к записям, сделанным охранником Кучмы, и как минимум позволить правоохранительным органам рассматривать бывшего главу страны в качестве возможного подозреваемого.

Учитывая, сколько и какого ранга людей может потянуть за собой подозреваемый такого уровня, пойти на такой шаг Ющенко будет не просто. Такой шаг будет означать полный разрыв с прошлой номенклатурой, нарушение договоренностей с прежними элитами и полномасштабную чистку бюрократии в погонах и без. Вот тогда можно будет говорить, что на Украине произошла не только революция «снизу», но и революция «сверху».

Возможно, это послужит неплохим примером и для России. Кто знает, может, тогда и мы узнаем, кто и почему убил Влада Листьева, кто заказал Дмитрия Холодова, кто… и так далее по всему российскому мартирологу.
Версия для печати