Вокруг России

Вокруг России Пепел и глаз-алмаз

20 АПРЕЛЯ 2010 г. ФЕДОР ЛУКЬЯНОВ

РИА Новости

Пепел Исландии, развеянный над Европой, заставил задуматься об экзистенциальных вопросах.

Во-первых, что есть общественное благо?

Запрет на полеты, введенный европейскими национальными и наднациональными органами, был вызван заботой о безопасности граждан. При этом транспортный хаос затронул десятки миллионов человек, тех самых граждан, и принес огромные убытки авиакомпаниям, которые и так с трудом приходят в себя от мирового кризиса. Международные авиационные инстанции и перевозчики все громче критикуют действия властей, которые выносили вердикт не на основе точных данных и профессиональных оценок, а страхуясь от возможной ответственности – всегда проще запретить вовсе, чем брать на себя риск какого-то нюансированного решения. При этом аргумент чиновников тоже неоспорим: если есть хотя бы минимальный риск, лучше перестраховаться.

Как бы то ни было, после возобновления авиасообщения можно ожидать длительных разбирательств, вплоть до судебных, относительно того, кто должен отвечать за финансовые потери авиакомпаний. Правительствам придется оказывать помощь перевозчикам, что ляжет бременем на налогоплательщиков и затормозит преодоление последствий рецессии. Отдельно встает вопрос о взаимоотношениях бизнеса и государства – правильно ли выстроен баланс влияния друг на друга.

Во-вторых, почему информационная и технологическая революция так мало повлияла на политические механизмы? Избиратели давно уже освоили все виды современных коммуникаций и общаются по скайпу или «аське», тем же, кого они избирают, по-прежнему необходимы бесконечные перелеты для встреч, заседаний и церемониальных мероприятий. Совещание министров транспорта ЕС, посвященное авиационной проблеме, в кои-то веки прошло в форме видеоконференции, но для ее организации понадобилось 5 дней обостряющегося общеевропейского кризиса. Особенно удивительно, что это происходит в Европейском союзе, где по идее должен быть накоплен богатый опыт оперативного решения проблем между 27 странами-членами. Бесконечная череда полетов друг к другу на консультации, конечно, поддерживает на плаву те самые авиакомпании, но опять-таки за счет огромных средств налогоплательщиков, которые и содержат свои политические элиты.

В-третьих, природа в очередной раз напомнила человеку, сколь он мал и ничтожен перед лицом сил даже таких скромных, как небольшой вулкан на окраине континента. Дело даже не в том, что с облаком пепла ничего невозможно сделать, несмотря на все хай-тек достижения и нано-победы, но и в неизменной растерянности, которую вызывает вторжение стихии в человеческую жизнь.

Современная политика повсеместно строится при помощи пиар-инструментов, «глаз-алмаз» мастеров политических технологий и экономического лоббизма найдет способ извлечь пользу и из нынешней «вулканической» неразберихи. Почему-то вспоминается история «жучка тысячелетия», когда на преодоление «проблемы-2000» (тотальный сбой компьютеров при наступлении года с тремя нулями) были потрачены (а кем-то соответственно освоены) миллиарды долларов. (Остается думать, что ровным счетом ничего не произошло именно благодаря этим вложениями, хотя невозможно избавиться от ощущения, что все это была гениально спланированная афера.) Антипепельная защита – прекрасное поле для масштабных научно-практических исследований с привлечением крупных вложений.

Но если отвлечься от постоянно обновляющегося арсенала способов «относительно честного отъема денег», то окажется, что на заре XXI века человечество не более защищено перед лицом природных катаклизмов, чем столетия назад. И чем больше побед человек одерживает над стихией, тем более уязвимым перед ней он становится.

Фотография РИА Новости


Все права на материалы, находящиеся на сайте ej.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на ej.ru обязательна.