В Кремле

В Кремле Итоги недели. Упорные поиски щели

23 АПРЕЛЯ 2010 г. АЛЕКСАНДР ГОЛЬЦ

 

РИА Новости


Два месяца назад  я написал, что при создании инновационного города властям придется «милиционеров, работников налоговых органов, коммунальных служб и муниципальных чиновников завозить туда вахтовым методом». Мне казалось, что я пошутил, на самом деле я предсказал. На днях газета «Ведомости» сообщила, что муниципальных органов в этом райском саду не будет вовсе (все управление осуществляется специальным фондом). И более того: в городе будущего будут действовать специальные подразделения налоговой и миграционной служб, а также МВД, МЧС и Роспотребнадзора. Таким образом, российская власть признает: для творчества людям нужны не только современные лаборатории и режим налогового благоприятствования. Им, творцам, нужна… другая власть.

Подозреваю, что нацлидер в отличие от местоблюстителя отлично понимает, как далеко могут завести игры в модернизацию. И посему Путин угрюмо молчит по этому поводу (в зачитанном на этой неделе в Госдуме отчете модернизация не упоминается вовсе), полагая: в 2013-м, когда закончится строительство «Ваксельбурга», он уже вернется в Кремль и найдет достойное, без глупостей, применение новому элитному поселку.

В то же время все эти модернизационные устремления дают некоторую пищу для размышлений о возможных путях развития страны. В прошлый уикенд состоялась ежегодная Ассамблея Совета по внешней и оборонной политике. Это довольно редкая, если не сказать уникальная, для современной России общественная организация. Она более-менее точно воспроизводит состояние того, что может именоваться российской политической элитой. СВОП является площадкой для дискуссий между либералами и охранителями. Наблюдать за этими дискуссиями чрезвычайно полезно: попытки дать хоть какое-то осмысление российской политике, далеко не всегда убедительные, довольно точно указывают вектор ее будущего развития. Так, на прошлой Ассамблее, на моих глазах участники буквально за несколько минут отказались от набивших оскомину рассуждений о неизбежности холодной войны и переключились на разговор о перспективах сотрудничества с Западом. Потом последовала «перезагрузка».

На сей раз изюминкой Ассамблеи стало обсуждение перспектив модернизации, прежде всего с учетом отечественного исторического опыта. Известными учеными были представлены два взгляда на российские модернизации. Один заключался в том, что большинство наших модернизаций — что петровская, что сталинская — носили имитационный характер. Всякий раз прорубали на Запад не окно, а узкую щель, чтобы утащить какие-то технологии. Ничтожное количество людей получали при этом возможность пользоваться достижениями «другой» цивилизации. При этом подавляющее большинство народа закабалялось еще больше. И было обречено на дальнейшее одичание.

Другая точка зрения заключалась в том, что в развитии общества не существует ни нормы, ни прогресса. И коли стремится некуда, никакая модернизация нашей стране не нужна вовсе. Дальнейшая дискуссия подтвердила: нерв нащупан верно. Одни печально констатировали: мы в дерьме, и модернизационные проекты нынешней власти из этой субстанции нас не извлекут. Да, радостно констатировали их оппоненты, это так. Но это дерьмо, только с точки зрения западных стандартов. Посему будем считать дерьмо шоколадом. Особый шарм этой дискуссии придавало то, что проходила она в пансионате на Рублевке. То есть в той самой щели, которую уже без всякой модернизации проковыряли себе с помощью Путина «лучшие представители» российского общества. В местных газетах объявление: в Barviha luxury village (никто даже не переводит название на русский) проходит распродажа дамских туфель из кожи питона, а также презентация кабриолетов Lamborghini и Maserati. Здешним жителям никакая модернизация давно не нужна.

Однако и те, кто ищет новую модернизационную щель, не выходят по существу за категории Рублевки. Им кажется, что для технологического прорыва России достаточно прикупить заграничные мозги, соединить их с отечественными, обложить олигархов еще одним, модернизационным, оброком — и все будет в порядке. Но сохранить при этом фактически феодальную систему общественных отношений (как современно звучали на Ассамблее слова Павла I: «В России велик только тот, с кем я говорю, и только пока я с ним говорю»).

Точно так же министр обороны Анатолий Сердюков мечтает о гуманизации призывной армии, искренне полагая, что ситуацию можно улучшить, освободив солдат срочной службы от уборки территории и разрешив два выходных дня. При этом никто не говорит, что делать с офицерами, которые могут командовать только с помощью насилия. Что делать с армией, которая десятилетиями строилась на праве одних унижать других.

Если не изменять институтов, не менять кардинально систему власти, все эти усилия выглядят попыткой пристроить двигатель внутреннего сгорания на телеге. Установить, может быть, и получится, но точно не поедет.

Фотография РИА Новости

 


Все права на материалы, находящиеся на сайте ej.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на ej.ru обязательна.