В оппозиции

В оппозиции Лимонов как Путин

21 ИЮНЯ 2010 г. ДМИТРИЙ ОРЕШКИН

 

РИА Новости

Мне несимпатичен Лимонов — и как тип личности, и как политик. Как литератор — ну, может быть. А в целом — пижон из предместий.


Лимонов

В СССР он был, как положено, за свободу. Двинулся к известности самым модным путем — стал эпатирующим (следовательно, с «диссидентинкой») писателем. Слава богу, талант был. Оно бы и хорошо: вполне достойный уровень эксгибиционизма Брюсова, Северянина, раннего Маяковского. Дразнить зажравшуюся публику и показывать себя, такого неординарного — очень правильно для такого рода граждан. Эксцессы творческой личности органичны и полезны для развития культуры. Если человек делает перфоманс из своей жизни, это называется искусством. Но если перфоманс строится из чужих жизней — это уже политика. Здесь спрос иной.

 

В СССР ему было душно и тесно. Поехал за свободой в США. Написал весьма неплохой текст «Это я, Эдичка». Сверкнул голыми ягодицами в потемках низового Нью-Йорка — типа Диоген с раздвоенной лампой: «Ищу человека…» Добротная upper-middle литература. На твердую четверку. Отсюда вполне можно бы замахнуться и на уровень Булгакова, Платонова, Бродского. Но не решился. То ли осознал, что выше головы не прыгнешь, то ли страсть к дешевке одолела. Как в СССР, попробовал ниспровергать основы. Да не тут-то было. В США таких фриков-ниспровергателей с портретом Че Гевары на животе по паре штук на каждом углу. За пятнадцать минут вам полностью раскроют звериный лик буржуазной демократии и еще десятку в долг попросят — на классовую борьбу.

Власть их не трогает. Если только полицейский напомнит, что малую нужду в подъезде в порядке социального протеста справлять все-таки не следует.  А так — протестуй себе изо всей мочи.

 

Тоска, короче. Вернулся в Россию. Естественно, сразу на борьбу с ельцинским режимом: «Завершим реформы так — Сталин, Берия, Гулаг!». Как писатель быстро деградировал. Помню, в эпатажной газетке Exile прочитал его душещипательную беллетристику про ментовской беспредел и чистую духом проститутку. Беда! Ведь был приличный писатель. А тут — пламенный бичеватель пороков и нравов. Позапрошлый век. Писарев, Короленко, Дорошевич… Ну, кто там еще? Добролюбов, Глеб Успенский, Некрасов. Уже от силы тройка с минусом… Ладно, думаю, надо же человеку кормиться. Хотя жаль.

Ельцинской власти на него, по большому счету, было наплевать, как Америке. Она все-таки масштабом была покрупней нынешней. Отодвинули шута на задний двор за экстремистские взвизги — но голосить не мешали. Тогда у власти проблемы были посерьезней, да и враги (с тем же Сталиным наперевес) тоже. Но не таков подросток Савенко! Он еще всех вас уделает!! А как уделаешь, ежели только голосить?! Опять душно и тесно. Стал собирать ряженых казаков в Казахстане, играться со стреляющим железом (вот они, пацанские  комплексы). Получил от взрослых по попе и вполне заслуженный срок. Небольшой. То есть в смутно мычащей российской ментальности заработал мутный же нимб страдальца за правду. К оружию, однако, интерес резко утратил. «Мы пойдем другим путем!» Слава богу, благодаря рыночной экономике и Ельцину с Гайдаром в магазинах майонеза — залейся. Революционэр, ити его мать. Ульяно-Чернышевский… В Гондурас, к борцам за героиновую свободу!

 

Ну, уделал кто-то из его безымянных дурачков майонезом Вешнякова в Манеже. Получил от обманутых фэсэошников по полной программе. А толку что? Теперь такой коллективный Чуров выборами рулит, что о Вешнякове вспоминаешь с тоской — приличный ведь был человек!

Когда лимоновские хунвэйбины дорастут до понимания того простого факта, что вождь использует их как расходный материал себе на подтирку (в этом смысле большой разницы с «нашими» не вижу), кто-нибудь из них наверняка решит заняться бизнесом. Я бы советовал майонезную фабрику. Линейка брендов готова: майонезы «Дальнобойный», «Аврора», «Граф Никита Сергеевич» и — на экспорт — Stenka Razin.

 

Ну а дальше все предельно предсказуемо: усы, закрученные под Сальвадора Дали, восторг пригородных подростков (Лимонов, с его энергетикой, один стоит всего Селигера), романтика герильи... Цель — ничто, движение — все! Главное, чтобы во главе движения блистал маленький Троцкий в хорошо начищенных ботиночках. Даешь перманентную революцию! Тот, между нами говоря, тоже был неплохим литератором.

 

Когда один из его мальчишек попал в первый раз под ментовский пресс, со страху сдал всех без разбору, а потом, в ужасе от грядущего позора, нырнул в окошко головой об асфальт — Эдичке, полагаю, следовало бы уйти на задний двор и там тихо удавиться. Просто чтобы не смотреть в глаза матери, потерявшей единственного сына ради его  страсти к перфомансам. Но куда там! Революция же! Она же без жертв же не бывает! Ее же не делают в белых перчатках!

Детей, чтоб вы, гады, знали, тоже в белых перчатках не делают. Женщины их в брюхе таскают девять месяцев. А потом им еще нужны отцы, чтобы лет двадцать растить, дать образование, научить быть человеком, а не зверьком из Люберец. Отцы этим детям нужны, а не вожди-вертихвостки — я внятно излагаю? Но как раз нормальных отцов семейств с 1917 года и по сей день в России болезненный дефицит. А вождей — то есть отцов народа — устойчивый переизбыток. 

Отчего народ неуклонно и решительно вымирает.

 

Тот же Троцкий первую дурочку-жену (ну, декабристка же!), приехавшую к нему в ссылку с младенцами, кинул, удрав, кажется, в Швейцарию, а потом в США — делать Мировую Революцию для любимой Раши. И так своих дочерей и не видал, не поинтересовался даже, покуда сами не пришли — взрослые уже — посмотреть на знаменитого папашу, которого голодные пролетарии носили на руках (в прямом смысле слова) после искрометных речей в Политехническом музее. Носили вместо завтрака, обеда и ужина, вместо нормальной человеческой экономики и нормальной человеческой жизни. Вместо мещанско-буржуазного быта и пошлой мещанско-буржуазной семьи.

Революция!!

Сверкающие цацки, серп и молот в носу и уличные танцы с бубном — это все для недоразвитых. С переизбытком демографической массы и недостатком социокультурной инфраструктуры, включая гражданские и государственные институты, способные рационально отвечать на вызовы. Политическая программа Лимонова «Побольше красненького!» примитивна и годится только для Африки с Латинской Америкой. Да и какая там программа, если процесс перекинулся на улицу.

 Подобных красавцев к власти нельзя на пушечный выстрел подпускать — устроят такое Сомали, что народу потом кровавыми соплями опять два поколения харкать.

 

Все это понятно и скучно до очевидности. Интересно другое. А именно роль В.В. Путина и его команды в превращении американского лузера Лимонова в значимую фигуру на нашем политическом пустыре. Надо было очень постараться, чтобы вынудить соотечественников воспринимать лимоновскую братию как реальную оппозицию. Сам Лимонов, понятно, считает это своей заслугой. Заблуждается, как все вожди. На самом деле заслуга принадлежит тем, кто за десять лет организовал столь полное политическое безрыбье, что на нем и цитрус — рыбка.

 

Путин

Здесь поразительным образом портрет Путина накладывается на портрет Лимонова. Пацаны друг друга стоят. Оба популисты. Оба катастрофически безответственны — в смысле не намерены отвечать за слова. Только Лимонов безответствен искренне, от недостатка образования и избытка адреналина — как все ниспровергатели устоев. А Путин, напротив, безответствен холодно и расчетливо. Убежден, что в нужный момент вину за промахи свалит на каких-нибудь «врагов», в очередной раз запудрит мозги и сохранит для себя и своей корпорации контроль над активом по имени «Россия».

Последним примером цинично закамуфлированной безответственности служит заявление на тему МВД. Мол, каков народ, такова и милиция. В чистом виде повтор тезиса С. Иванова, который в бытность министром обороны объяснял, что каков народ, такова и армия.

Очевидная ложь. Если бы так — зачем политическая элита, полномочия и бюджетные ресурсы, специально выданные наверх? Народ хочет, чтобы у него была милиция более организованная, более дисциплинированная, обученная и ответственная, чем он сам. Ради этого он делится с властью ресурсами. В противном случае морду друг другу мы вполне неплохо можем начистить и без казенной помощи. Строго по-народному.

Это очень характерно. Если власть ответственна, она понимает асимметрию отношений верха и низа. И готова отвечать за свои действия. Генералиссимус Суворов не рассказывает сказки про низкое качество народа, а строит из него такую армию (профессиональную по сути), которая нужна для побед. Либерал Сперанский не жалуется на темноту и бескультурье русских, но учреждает Лицей, откуда выходит блестяще образованная элита европейского качества — от вольнолюбцев Пушкина и Пущина до сугубого консерватора Горчакова.

Если же власть существует только ради себя, любимой, то у нее через губу срывается: «А вы чего хотели? Чтобы с таким народом да приличных ментов?!»

Ага, вот именно этого мы и хотели. И еще кроме приличных ментов приличное образование, здравоохранение и пенсионную систему. Как раз для этого вас, уважаемые господа, как бы выбрали. Помните, кто-то рассказывал про диктатуру закона и наведение порядка? Если же у вас не получается — как у известного танцора по известной причине, — то мы не прочь как бы выбрать и кого-нибудь другого. И при этом было бы неплохо деньги назад, как говорят у них в Америке… У нас для этого есть как бы Конституция и как бы избирательная система…

 

«Ха-ха-ха! — смеется в ответ власть. — Какой глупый есть этот русский народ! Ну, точно нихт никакой возможность сделать с него хароший мент, хароший кригер… Кто тебе, глупый народ, говорил, ты можешь выбирайт?! Как бы выбирайт — да! Суверенный демократий, ферштейн? Будешь выбирайт: Миронов место Грызлов. Путин место Медведев…»

 

Если власть безответно сама себя переназначает, нет оснований надеяться на эффективную полицию, армию, здравоохранение и пр. Зато можно быть уверенным в стабильном пребывании у бюджетной кормушки сплоченного круга патриотов, отлично владеющих немецким языком и методами популистской разводки населения.

А вы, граждане, на что рассчитывали, когда вам проникновенно объясняли, что для наведения порядка и укрепления вертикали следует лишить вас права выбора, устранить политическую конкуренцию и выдавить оппозицию за круг?

 

Парадоксальным образом путинский безответственный популизм вернул ситуацию к двухмерной реальности двадцатилетней давности. Вместо сравнительно честной электоральной конкуренции нескольких партий, как то было десять лет назад, сограждане все чаще ловят себя на том, что опять вынуждены выбирать между «всем этим» (смутное понятие, в котором перемешаны «ЕР» и «СР», чуровские выборы, врущее ТВ, Медведев, плавно перетекающий в Путина и обратно… Словом, современный аналог совка) и какой-то новой альтернативой.

 

Не мудрено, что в качестве альтернативы многие нехотя соглашаются видеть КПРФ — за неимением лучшего. Коммунистам, которые совсем было ушли из политического быта России, сегодня, благодаря действиям коллективного Путина, даже не надо особенно напрягаться для наращивания рейтинга. Благо, все другие стерты с политической карты. Питерская бригада так успешно дискредитировала рыночную экономику, парламент, политические партии и сам институт выборов, так жадно и глупо затоптала достижения относительно свободных 90-х и построила такой примитивный монополистическо-олигархическо-бюрократический капитализм, что КПРФ достаточно просто быть. Существовать в общественном сознании как некоторая несогласная со «всем этим» сила — и политические симпатии сами собой будут стекаться в их пересохшее болотце.

 

Единственным противовесом «системным» коммунистам при таком раскладе остаются столь же популистские и безответственные лимоновцы со своим лозунгом «Побольше красненького!» При этом у них психологическое преимущество: они презирают чуровскую декорацию выборов так же глубоко, как сама путинская вертикаль, но делают это искренне и честно, выбирая уличные методы борьбы.

 

Короче, доигрались. Не имея веры в честный подсчет голосов и возможности легально поддержать вменяемую, но вместе с тем настоящую альтернативу в лице, скажем, В. Рыжкова, М. Касьянова, Б. Немцова или Г. Явлинского (каждый может расширить список сообразно вкусу), все больше сограждан явно или тайно присоединяются к уличной стратегии Лимонова. А как иначе, если ты не хочешь жить в стране, где милиция ломает Конституцию и руки мирным демонстрантам, а суды отправляют за проволоку за нормальную человеческую готовность защищать свое гражданское достоинство?

 

Такое противоестественное образование, как «лево-правая оппозиция», смешавшаяся в коктейль под названием «несогласные», возможно только в противоестественной политической среде, известной под именем «суверенная демократия». У людей технически не остается выбора — поскольку выбор контролирует член все того же замечательного коллектива В.Е. Чуров. Который не зря, севши в кресло председателя ЦИК РФ, сразу заявил свое политическое кредо: «Путин всегда прав».

 

И опять: дело не в Лимонове. Полномочия, инициатива, ресурсы, право первого хода — все в руках власти. Но если жадность и глупость (термины М.Б. Ходорковского) застят глаза, то коммуникация между властью и народом неизбежно перетекает из мертвеющего электорального пространства в живое пространство улицы. Инициатива уходит туда же. А уж в этой среде люди типа Лимонова (или, скажем, Троцкого) чувствуют себя как рыба в воде. На безответственный популизм власти они с радостью отвечают аналогичным популизмом улицы.

Вы этого хотели?

 

Когда искусственно создана ситуация выбора между малосимпатичным Лимоновым и еще менее симпатичным Путиным, выбор будет неизбежно дрейфовать в сторону Лимонова. По нескольким резонам. Во-первых, он ведет себя искренне и органично. А Путин — нет. Во-вторых, он открыт к взаимодействию (всех, кто не боится, — милости просим ). А Путин — нет. Кто не с нами, тот проплаченный прихвостень Бог-Знает-Кого. В-третьих, Лимонов не трус. В-четвертых, он олицетворяет нечто новое. В-пятых, за его безбашенный, но активный популизм когда еще придется отвечать (если придется), а за ленивый популизм Путина настала пора отвечать уже сегодня. Ментовский беспредел налицо. Хамство бюрнесменов с мигалками налицо. Качество судов и выборов налицо.

 

В этих условиях безнадежный дурак был бы Лимонов, если бы согласился на какие-то компромиссы с властями. Он только-только как следует разогнал свою таратайку с погремушками, а тут ему предлагают притормозить под какие-то смутные намеки и разговоры про социальный мир и стабильность. Зачем? Стихия такого рода персонажей — как раз полная бескомпромиссность. Здесь он опять выступает как кривое отражение циничной тотальности коллективного Путина. С той разницей, что Путин, опьяненный державной силой и легкими нефтяными деньгами, давил и давит своей бескомпромиссностью сверху (не задумываясь, что фарт раньше или позже кончится), а Лимонов платит той же монетой снизу. И его монета — нельзя этого не видеть — набирает вес так же быстро, как испаряется иллюзия могущества нефтегазовой Вертикали.

 

Делать нечего: в смодерированной верхами двухмерной ситуации отката назад к началу 90-х приходится идти на улицу вместе с несогласными. При всем понимании и всем отвращении к дешевому уличному популизму.

До встречи 31 июля.

 

P.S. В принципе у власти еще полным-полна коробушка вариантов. Если бы только не глупость и жадность… Во всяком случае, уже понятно, кому придется дать орден за создание революционной ситуации в России, который большевики так и не успели вручить Николаю Александровичу Романову.

А не хотелось бы!

 

 

 

 

 

 


Все права на материалы, находящиеся на сайте ej.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на ej.ru обязательна.