В обществе

В обществе Незаметные герои

11 СЕНТЯБРЯ 2010 г. АНТОН ОРЕХЪ

 

РИА Новости

Когда американские пилоты посадили «Боинг» на Гудзон и никто из полутора сотен пассажиров не пострадал, это назвали чудом. Члены экипажа стали национальными героями. Они несколько недель кочевали с канала на канал, побывали во всех, какие только есть, ток-шоу, с ними считали за честь встретиться ведущие политики. В конце концов, героический экипаж поучаствовал в открытии Супербоула, а в Америке нет мероприятия важнее, чем финал национального чемпионата по американскому футболу. Что ж, молодцы американцы. Они умеют воздать должное героям и помимо прочего еще и ценят человеческую жизнь.

А мы? Ведь поразительнейший случай произошел в Коми, где в селе Ижма сел самолет ТУ-154. У нас сейчас был бы национальный траур, потому восемьдесят человек могли погибнуть. Этот самолет на высоте 10 тысяч метров потерял управление, обесточился, у него не было связи с землей. То есть экипаж лишь очень приблизительно понимал, где он находится и что под ним на земле. Погода, как на грех, была сложная — облака, сквозь которые не просматривалась поверхность.

И в таких условиях самолет начал садиться. Закрылки не выпускались, способности к маневру при посадке почти не было, скорость снизить не удавалось. Но летчики не растерялись, не запаниковали, стюарды вели себя так, что пассажиры до последнего момента и не подозревали, что все они фактически находятся одной ногой уже на том свете. И, конечно, это чудо, что, когда ТУ вынырнул из облаков, под ним оказалась деревня Ижма, рядом с которой был старый заброшенный аэродром. Но аэродром был именно заброшенным. Если бы самолеты можно было бы сажать на заброшенные аэродромы, то тогда и нормальные аэродромы были бы не нужны. К тому же длина полосы была всего 1400 метров, а надо метров на 500 больше.

И вот этот экипаж посадил свой почти неуправляемый самолет на этой полосе этого аэродрома. Посадил так, что никто из пассажиров не пострадал и даже сам самолет при желании можно запустить снова в небо.

Ну и скажите мне, можем ли мы назвать пилотов и весь экипаж героями? Можем. Да по-другому их и не назовешь. В конце концов, у пассажиров лайнера в этом нет никаких сомнений.

И вот посмотрите. Мы отчаянно нагнетаем позитив, напираем на патриотизм, создаем героев. Но патриотизм наш все время получается какой-то придуманный, герои у нас вроде Анны Чапман или депутата Лугового. И кто-то начинает думать, что настоящих героев в стране и не осталось, что все они только в сериалах и хронике времен войны. А герои-то – вот они! Самые настоящие!

Нет, я, безусловно, помню слова про то, что «подвиг одного – это часто преступление другого», и необходимо надо найти причины и виноватых в том, что самолет в воздухе вдруг «сдох». Но подвиг-то от этого не перестает быть подвигом. И я прекрасно понимаю, что летчики делали свою работу, что проявлять выдержку, не теряться, действовать четко и профессионально входит в их обязанности. Но они спасли восемьдесят с лишним жизней и уже поэтому заслуживают наград, почета и уважения. И если нам нужны не придуманные, а реальные персонажи для героических рассказов – то, пожалуйста, вот они. Командир Новоселов, второй пилот Латапов, штурман Талалаев, бортинженер Каримов, бортпроводники Дмитриев, Дмитриева, Низямов, Выродов, Разумова.

Но пока эта история ограничилась сюжетами в новостях в жанре «чудеса в решете». Не удивлюсь, если никаких наград члены экипажа не получат, никакой Медведев их не примет (а ведь они сделали не меньше, чем легкоатлеты, принятые в Кремле). А ведь если бы не они, я еще раз хочу подчеркнуть, у нас не «чудеса в решете» были бы, а траур.  

Фотографии РИА Новости

 

 


Все права на материалы, находящиеся на сайте ej.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на ej.ru обязательна.