В обществе

В обществе Россия: роль сетевой мобилизации в событиях на Манежной площади

17 ДЕКАБРЯ 2010 г. АЛЕКСЕЙ СИДОРЕНКО

Коллаж ЕЖ

Последние события на Манежной площади показали, что российские футбольные фанаты представляют серьезную силу, способную мобилизовать несколько тысячи человек в достаточно короткие сроки. Акция памяти погибшего Егора Свиридова переросла в массовые выступления, закончившиеся нападениями на представителей Северного Кавказа и Центральной Азии и одним убийством. Это была уже третья акция памяти Свиридова (не считая инцидента в словацкой Жилине). Все они носили ксенофобный характер и выражали недовольство в адрес системы правосудия, отпустившей соучастников Аслана Черкесова (убийцы Свиридова) якобы под давлением кавказской диаспоры.

 

Документирование выступлений

Егор Свиридов, член фанатской группировки “Юнион” (известной, в том числе, своим участием в чемпионате кулачных боев), был убит, согласно свидетельствам его друзей, после столкновения с группой из восьми кавказцев. После перепалки кавказцы начали стрельбу из травматического оружия, а затем забрали ценные вещи Свиридова и его друзей и скрылись. Черкесов, один из нападавших, выстрелил 12 раз, один из его выстрелов (по другим версиям — 4) попал Свиридову в голову. Черкесов и пятеро соучастников были оперативно пойманы. Но, под давлением представителей кавказской диаспоры, как свидетельствуют приехавшие к отделению милиции фанаты, все, кроме Черкесова, ранее судимого за грабеж, были отпущены. РусНовости опубликовала фотографии отпущенных уроженцев Дагестана.

Летом этого года подобный случай сровоцировал выступления, которые прошли без жертв и беспорядков. Юрий Волков, член фанатской группировки “Фратрия”, был при похожих обстоятельствах убит в драке с тремя чеченцами. Его убийцы также были отпущены, а дело закрыто.

Первый митинг памяти Свиридова прошел по Кронштадтскому бульвару, рядом с местом убийства, и закончился временной блокадой Ленинградского проспекта. ЖЖ-пользователь ВАХНОВ снял видео толпы, идущей по бульвару с лозунгами “Русские, вперед!” и “А ну-ка, давай-ка, у…вай отсюда” (см. видео внизу).

Второе выступление, также мирное, прошло на том же месте 11 декабря. Фанаты пришли с цветами и затем разошлись. Фотоблогер Илья Варламов (ЖЖ-пользователь Zyalt) запечатлел момент:

zyalt.livejournal.com

Третье выступление, несколько часов спустя, закончилось массовыми беспорядками и избиением людей с неславянской внешностью. Пользователь pakea2 снял на видео столкновения и нападения (см. видео внизу).

 

Сетевая мобилизация

Безусловно, мятеж на Манежной стал самой обсуждаемой темой в российской блогосфере. Кроме многочисленных политических и межэтнических последствий этого события крайне важен вопрос: как столь значительная группа людей могла мобилизоваться в столь короткие сроки?

Анализ открытой статистики основных сайтов московских фанатов, таких как  fratria.rufanat1k.ru и spartak.msk.ru, показывает, что на всех фанатских сайтах выросла активность, однако основной рост сетевой активности наблюдается на сайте  fanat1k.ru, связанный с “хулиганами” “Спартака”.

 

Динамика просмотров страниц на сайтах,
связанных с фанатами "Спартака" (подробнее)


Форум “Фанатика” один из первых оповестил об убийстве Свиридова. На момент написания статьи тема собрала почти полторы тысячи комментариев и около 200 тысяч просмотров. Язык дискуссии был откровенно расистским и изначально предполагал осуждение, а не обсуждение. Пользователь Zoidberg был одним из немногих комментаторов, предложивших, по крайней мере, разобраться, что произошло. Ответы ему могут быть проиллюстрированы ремаркой автора темы:

Какие на х_й разбирательства могут быть?! Русский убит чеченцами, этим всё сказано! (Отметим, что в начале автор написал про дагестанцев, не видя, очевидно, разницы между теми и другими.)

Zoidberg получил около 20 комментариев, в которых его называли либо русофобом, либо тупым. Большая часть из полутора тысяч комментариев пропитана ненавистью и разочарованием.

Статистика посещаемости важна в данном случае, так как позволяет понять, где происходила эмоциональная “накрутка” манифестантов. Можно говорить о том, что основным таким местом стал fanat1k.ru.

В рамках кампании по подготовке к акции 11 декабря были созданы многочисленные группы “Вконтакте”, некоторые с закрытым участием. Некоторые (примеры здесь и здесь) были достаточно многочисленными — от пяти до десяти тысяч человек — и распространяли антикавказские постеры и слоганы. В то же время “Фратрия”, одна из крупнейших фанатских группировок, пыталась предотвратить насилие, осуждая несанкционированные акции на Манежной и призывая фанатов не приезжать в центр Москвы.

В версиях причин событий на Манежной со ссылками на неонацистские сайты высказываются мнения, что за организацией беспорядков могут стоять неонацисты. Однако, если посмотреть на посещаемость, то видно, что даже наиболее известные неонацистские сайты (не путать с националистическими) не в состоянии сравниться с фанатскими (сайты многочисленных неонацистских групп набирают не больше нескольких сотен человек в день). Это соображение подтверждают наблюдения Эдуарда Лимонова: активных провокаторов на Манежной площади было немного, “около полусотни человек”.

Некоторые блогеры углядели в действиях провокаторов “кремлевский след”. Известно, что фанатские группировки часто выступают на стороне Кремля в конфликтах с оппозиционными активистами, как, например, это произошло в августе, когда фанаты атаковали защитников Химкинского леса. Скрытая поддержка акции властями могла бы объяснить эффективность мобилизации, впрочем, данных, чтобы это утверждать, недостаточно. Олег Кашин в своем блоге указал на то, что один из организаторов акции очень похож на члена “Наших”. Блогер palmoliveprotiv заметил, что еще один из провокаторов ранее был членом регионального прокремлевского движения. Владимир Прибыловский подытоживает, что  основным выигравшим в краткосрочном периоде оказался Владимир Путин, т.к. мятеж показал, что России нужна сильная рука, а “даровать россиянцам гражданские и политические права рановато”.

Выводы

В 2008 году Флориана Фоссато, исследователь российских медиа, писала:

“Националисты просто не хотят широко популяризировать свое дело за пределами достаточно узкого круга последователей, даже в моменты повышенной политической мобилизации. […] Хорошо спланированное присутствие могло бы способствовать распространению их взглядов и раскрутке пропагандистских кампаний в более широком масштабе. Но пока их мир остается достаточно закрытым”.

Сейчас, как мы могли видеть, этно-националисты нашли способ усилить свое онлайн-присутствие, при этом не только активно действуя оффлайн и онлайн, но и интегрируя свои идеи в сообщества фанатов. Александр Тарасов, исследователь русского национализма, считает, что слияние фанатов с неонацистами происходит с 2001 года (похожие процессы происходят и в других странах, например, в Италии и Германии). Экономический кризис, трудовая иммиграция из Центральной Азии и последние нераскрытые убийства фанатов, безусловно, значительно усилили распространение националистических и неонацистских идей в сообществе фанатов. В результате лозунги с более простым и куда менее гуманным содержанием (вроде “А ну-ка, давай-ка…”) заглушили голоса тех манифестантов, которые призывали к справедливому расследованию и реформе власти.

“Прыжок из тусклого сетевого мира фанатских и неонацистских форумов, о которых едва ли знало много людей снаружи, прямо под луч прожектора”, как говорит редактор Global Voices Вероника Хохлова, произошел. Субкультура, где массовые драки — форма развлечения, а “кавказец” — синоним врага, заявила о себе на центральной московской площади. Даже стерильное и контролируемое российское телевидение не в состоянии ни проигнорировать это событие, ни исказить смысл послания манифестантов на Манежной.

Фотография Ильи Варламова

 

English version

 

Совместно с Global Voices


Все права на материалы, находящиеся на сайте ej.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на ej.ru обязательна.