В Кремле

В Кремле  Инновация — царица полей?

3 ФЕВРАЛЯ 2011 г. АЛЕКСАНДР ГОЛЬЦ

kremlin.ru

Прошлогодний визит Дмитрия Медведева в Штаты за модернизационным и инновационным опытом не мог не вызвать ассоциации с приснопамятной поездкой Никиты Сергеевича Хрущева к знатному американскому кукурузоводу. И попытки заставить силой капитанов российской промышленности заниматься инновациями все больше напоминают партхозактивы по внедрению «царицы полей» на необъятных российских просторах.

Нечто подобное происходило на днях и в Арзамасе. Исполняющий обязанности президента вовсю гремел жестью и демонстрировал начальственный гнев. Оказывается — о, ужас — руководители госкорпораций спустя рукава отнеслись к указанию номинального главы государства, отданному аж год назад. Вместо программ по созданию и внедрению инноваций некоторые представили формальные отписки, а большая часть госкорпораций и вовсе проигнорировали медведевские требования. «Основная проблема заключается в том, что руководство корпораций, да и профильные министерства в Правительстве, до сих пор не воспринимают эту задачу как самую приоритетную», — констатировал Медведев. И строго потребовал в двухнедельный срок подготовить предложения о дисциплинарной ответственности конкретных руководителей.

А чтобы всем было понятно, что местоблюститель настроен всерьез, тут же за небрежение инновациями был уволен глава Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) Алексей Федоров. Решение поразительное. Напомню, что одним из главных проектов ОАК является создание истребителя пятого поколения. То есть самолета, который в принципе должен представлять собой соединение десятков, если не сотен самых разнообразных инноваций. Стало быть, одно из двух. Или истребитель не содержит в себе никаких прорывных технологий. Или начальника уволили совсем за другое (среди версий называют срыв поставок самолетов в Иорданию и неполадки на только что сданном президентском авиалайнере), а инновации просто к месту пришлись.

Стенограмма заседания наводит на мысль, что, скорее всего, случилось второе. Руководителей госкорпораций песочили не за отсутствие какой-либо конкретной работы в области высоких технологий. Президент ругал их за то, что они не дотянули по неким чисто формальным признакам. Например, по объемам финансирования НИОКР (притом, что большая часть денег идет за счет госбюджета) или по количеству патентов. А возможно, причиной недовольства стало отсутствие «инновационных комиссаров» — особых начальников, которые отвечают за поиск и внедрение высоких технологий.

Нет никаких сомнений, что к следующему совещанию обруганные директора качественно улучшат показатели. Начнется массированное финансирование НИОКР, которое не принесет никаких результатов. В конце концов, не все ли равно, по какой статье пилить бюджет, если система устроена таким образом, что расходы несет государство, а доходы приватизируются. Появятся новые высокооплачиваемые должности. Даже количество патентов увеличится — ведь при желании можно патентовать хоть инновационную форму дырки от бублика. А то, что никаких технологических прорывов не произойдет, мы узнаем чуть позже. При другом начальнике, который, подозреваю, не будет столь привержен идее модернизации.

Участники совещания упорно помалкивали о главной причине антиинновационного настроя руководителей промышленности. Предшественник Медведева избрал такую модель организации промышленности, которая в принципе противоречит любому развитию. По сути дела, все эти вертикально выстроенные госкорпорации — монополии. У них нет конкурентов. Они фактически отдали производство потребительских товаров зарубежным производителям (между тем, сегодня именно гражданское товарное производство является главным источником высоких технологий). Главы российских госкорпораций уверены: государственные потребители возьмут то, что они производят, без всяких инноваций. Монополизация, как учил классик, неизбежно ведет к загниванию. Исключения, вроде «Росатома» (который имеет колоссальный советский задел и за счет этого может конкурировать на внешнем рынке), лишь подтверждают правило.

Никита Сергеевич вошел в народный фольклор «кукурузником». У Дмитрия Анатольевича есть все шансы запомниться в качестве «инноваторщика».

Фотографии с сайта kremlin.ru

 




Все права на материалы, находящиеся на сайте ej.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на ej.ru обязательна.