В обществе

В обществе Платные парковки

6 НОЯБРЯ 2012 г. ЮЛИЯ ЛАТЫНИНА

ЕЖ
В Москве – самая тяжелая транспортная ситуация, по сравнению с другими городами мира. Это мое оценочное суждение, основанное на личном опыте и многочисленных разговорах со знакомыми.

В целом мы сходимся в том, что три самых худших города мира для автомобилиста – это Москва, Каир и Мумбаи. Но Москва все-таки на первом месте.

У летчиков-испытателей есть замечательное правило: когда самолет начинает падать, не надо думать: «Почему это произошло?». Первый вопрос такой: «Что делать?». Разбираться, что произошло, надо потом, если сядешь.

То же самое с московскими пробками. О том, почему они появились – это не сейчас. А первый вопрос – что делать?

Единственный верный ответ: вводить платную парковку в центре. Это не достаточная, но совершенно необходимая мера. Без нее все другие меры просто не имеют смысла.

Очевидный факт заключается в том, что машина на парковке занимает больше места, чем сотрудник в офисе, и если офис располагается в небоскребе, то рядом надо выстроить как минимум такой же небоскреб для автомобилей. Это физически невозможно.

Относительно автомобиля человеческие поселения делятся на два типа. Car oriented development – когда человек живет в субурбии, и в семье есть два, а то и три авто. Один для папы, другой для мамы, а третий большой для семейных выездов. Тут автомобиль, как тапочки – без него никуда.

Transit oriented development – когда человек ориентирован на общественный транспорт, а автомобиль является вспомогательным средством передвижения.

Это неправда, что в США у каждой семьи – своя машина. В пригороде – да. А на Манхеттене на 1000 жителей приходится 100 машин. Это означает, что у половины семей вовсе нет машин, а другой половины – по одной машине. Если ты живешь на Манхэттене, имеешь машину, но у тебя нет подземного гаража – ты попал. Ты платишь за то, что твоя машина стоит на улице, на тех же основаниях, что и любой заезжий автовладелец из Нью-Джерси. Если к твоей квартире полагается одно парковочное место, то, значит, семья вряд ли купит вторую.

ЕЖ

Московские власти с 1 ноября 2012 года ввели в центре Москвы платную парковку. Отвечает за это 36-летний Максим Ликсутов, миллиардер из российского списка «Форбс», совладелец контейнерного бизнеса и владелец 25% «Аэроэкспресса», абсолютно состоявшийся человек, которого трудно заподозрить в том, что он пришел в московскую мэрию, чтобы сшибать взятки по 5 тыс. долларов за разрешение на маршрутку. Платная парковка в центре – проект Ликсутова от «а» до «я», провалится Ликсутов – съедят его, и еще контейнеры прихватят.


ЕЖ
Это абсолютно необходимый и правильный проект, и поскольку он пока существует в пилотном режиме, очевидно, что некоторые вещи будут еще обкатываться. Например, сейчас резидент имеет право на бесплатную парковку для машины только ночью, с 20.00 до 8.00, а днем стоянка его машины будет стоить ему 50 руб. в час. Это либеральней, чем на Манхеттене, но жестче, чем во многих городах мира, где бесплатный паркинг для residents only все-таки круглосуточный.

Не исключаю, что власти пойдут на уступки резидентам, хотя очевидно, что это вопрос, который нельзя решить на уровне Москвы, его нужно решать только на уровне ТСЖ. У кого-то дома есть подземная стоянка, у кого-то – двор, и тут самое время вспомнить о том, что существует ТСЖ, собраться всем вместе и поделить, скажем, 30 мест во дворе на 50 квартир. Ну, а если не получилось, извини: или плати, или продавай машину и езди на такси. Для того и задумано: в городе, кроме автомобилей, должны и люди жить.

Еще и не то бывает: не хотите ли, чтобы по нечетным дням имели право ездить только машины с нечетными номерами? А платить по 80 тыс. дол. за квоту на покупку машины, как в Сингапуре?

Самым поразительным в этой истории для меня стала реакция на эту пусть недостаточную, но необходимую меру людей, причисляющих себя к выразителям мнения гражданского общества. Эту реакцию в целом можно суммировать так: «Кровавый режим! Предатели народа! Сделайте нам так, чтобы пробок не было, но мы ни копейки не потратили». Такая реакция тем более поразительна, что автовладелец в центре Москвы – в среднем состоятельный человек, от которого ожидаешь некоторой способности к логическим суждениям.

Таких высказываний было множество, но в качестве образцового я приведу блог Евгения Гонтмахера из Института современного развития, того самого, который нам все время рассказывал про большого либерала Медведева. (Либерал Медведев даже ездил к Гонтмахеру в институт, и для этого перекрывали Садовое кольцо в обе стороны.)

Гонтмахер, конечно, за платную парковку. Он только против того, чтобы лично он и его друзья платили деньги.

«В дурацком положении оказываются те, кто приехал к нам в гости или по делу», – негодует Гонтмахер. А в каком они должны положении оказаться? То есть если ты приехал в гости, ты не должен платить за парковку?

«Оплата, – негодует Гонтмахер – «СМСками с мобильного телефона и всякими другими экзотическими способами». 

Это как понять? Экономист Гонтмахер не умеет пользоваться мобильником?  100% владельцев автомобилей (не 99%, а 100%) имеют мобильники. Какой еще способ оплаты проще и легче?

И, наконец, цена: «В месяц может натикать, как легко посчитать, до 18 тысяч рублей! Это какой же семейный бюджет выдержит!»

Да-да, я понимаю, что 18 тыс. руб. – это огромная сумма для пенсионера. Но Гонтмахер-то чего занимается демагогией? Для его социального слоя 18 тыс. руб. – это билет на самолет. Или два скромных ужина в ресторане.

Легко посмотреть, сколько стоит машиноместо в паркинге в Москве. В Большом Афанасьевском, например, продается одно за 8 млн. рублей. Это – рыночная цена. Увы, халява закончилась. То, что в дефиците – а место в центре Москвы в дефиците – не бывает бесплатным. Не хочешь платить – продай машину и езди на такси. Те же 18 тыс. в месяц, и без проблем с парковкой.

В Москве живет не только автомобилист Гонтмахер и его машина. В Москве живут еще и пешеходы, в том числе дети и пенсионеры. Они не должны платить своим временем и своей безопасностью, огибая бесплатно стоящую на тротуаре машину г-на Гонтмахера, за которую он не хочет платить. Странно, что автомобилист Латынина это понимает, а автомобилист Гонтмахер – нет. Он что, не понимает, что после того, как количество машин переходит определенный порог, за бесплатную машину, стоящую в центре города, платят временем, удобством и безопасностью все остальные участники движения, и что без денег разгрузить центр города от пробок невозможно?

Вот эта реакция меня поразила чрезвычайно. Это вообще очень характерная реакция человека на любые меры власти, которые непосредственно задевают его шкурные интересы. Вот ее признаки. Первое – мгновенное отключение логики. Взрослый человек, видный экономист начинает нас уверять, что СМСка – это «экзотический способ оплаты». Да ну?!

 Второе – популизм, невзирая на предмет разговора. «18 тыс. руб. в месяц». Как будто эти 18 тыс. – новый налог, который надо платить обязательно и всем. Сердце мое сейчас заплачет при мысли о владельце «Мерседеса» S-класса, которому он обязательно нужен, чтобы проехать с Никитской на Поварскую, но вот 18 тыс. семейный бюджет не выдержит.

Третье – это нежелание самому палец о палец ударить. Маститый экономист заявляет, что если уж мэрия ввела плату за парковку, то ей надо было бы вначале «обследовать дворы», «привести их в порядок», «разметить места для парковки», «поставить шлагбаумы на входе и предоставить возможность жильцам бесплатно оставлять там свои машины». Что еще должна сделать мэрия по случаю введения платной парковки? Поменять масло в авто г-на Гонтмахера? Поменять ему шины?

Г-ну Гонтмахеру не кажется, что дворы должна размечать не абстрактная «мэрия», а он сам с другими членами ТСЖ, по той простой причине, что «мэрия» это все равно будет делать на деньги налогоплательщиков, и почему бы налогоплательщику Гонтмахеру не заняться этим непосредственно?

Вот это очень важный момент. Когда человек недоволен, что ему ударили по карману, но не может отрицать, что проблема есть, он говорит «да, но». В данном случае – никаких «да, но». Вне зависимости от моего отношения к московским властям, г-н Собянин и г-н Ликсутов не могут лично принимать решения (или писать инструкции) о том, как разделить во дворе дома номер пять по Большому Усть-Задрищенскому переулку 30 мест на 50 квартир. Это может сделать только ТСЖ, хотя бы потому что кто-то из членов ТСЖ скажет: а у меня нет машины, но есть дети. И я хочу в этом дворе детскую площадку, а не чтобы ваши вонючие авто стояли.

Ну и последнее – угрозы. «Отчаявшиеся люди» могут «перегородить своими машинами Садовое кольцо». Батюшки ты боже мой! Либерал Гонтмахер, который не видел ничего страшного, когда это самое Садовое кольцо перегораживал едущий к нему Медведев, и который рассказывал нам про президента-реформатора, вдруг при угрозе уплаты 18 тыс. руб. обещает нам революцию!

Я бы назвала эту реакцию «инфантилизмом», если бы не один важный момент: такой инфантилизм у взрослых людей почему-то проявляется ровно тогда, когда выясняется, что халява кончилась и надо платить деньги.

Фотографии ЕЖ

Ссылка по теме: Блог Евгения Гонтмахера


Все права на материалы, находящиеся на сайте ej.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на ej.ru обязательна.