В обществе

В обществе Ратцингеру – да, Кондрусевичу – нет!

21 ИЮНЯ 2005 г. АЛЕКСЕЙ МАКАРКИН

Отношения между Русской православной и Римско-католической церквями в последние недели отличаются внешней противоречивостью. С одной стороны, заметны явные признаки «оттепели», с другой – последовали резкие инвективы руководителей РПЦ в отношении главы российских католиков архиепископа Тадеуша Кондрусевича. При ближайшем рассмотрении, однако, становится ясно, что никакого противоречия здесь нет.

amorozov.ru
В кругах, близких к руководству РПЦ, в течение многих лет укоренялось представление о том, что все зло в православно-католических отношениях происходит от поляков, то есть от неправильных славян, которых угораздило принять католичество. При случае полякам припоминают все прегрешения за многие века – введение унии в Галиции, гибель св. патриарха Гермогена в 1612 году, разрушение кафедрального собора в Варшаве в первой половине 1920 годов – поляки считали его символом российского владычества. С «польской интригой» связывается и легализация унии в Украине в перестроечный период, когда Горбачева попросил об этом папа Иоанн Павел II. Именно польскому лобби в католицизме инкриминировались зловещие планы по окатоличиванию России путем массированной проповеди среди «людей с православными корнями» — это русские жители СНГ, которые в церковь не ходят, но, быть может, когда-нибудь придут.

Правда, сколько-нибудь существенных доказательств прозелитизма – то есть переманивания православных в католицизм – найти не удалось, разве что самые микроскопические. Да и что такое прозелитизм, остается не совсем понятным. Например, католики в 2002 году издали в Петербурге тиражом 1000 (одна тысяча) экземпляров книгу кардинала Йозефа Ратцингера – будущего папы. Означает ли это, что сделана коварная попытка охмурить тысячу православных или потенциально православных? Или некоторые католические священники служат на русском языке, ибо Вторым Ватиканским собором разрешено служить на национальных языках. Идет ли в данном случае речь о прозелитизме (по контрасту с непонятными многим верующим церковнославянскими службами, принятыми в РПЦ) или же это внутреннее дело католиков? В общем, под понятие прозелитизма можно подвести почти любую католическую деятельность в странах СНГ, которые РПЦ считает своей канонической территорией.

Именно проблемой прозелитизма (да еще сложными взаимоотношениями между православными и униатами на Западной Украине) объяснялся отказ патриарха Алексия II от приглашения в Россию «польского папы». Но дело не только в этом. Сама харизматичная личность Иоанна Павла II могла привлечь к католицизму симпатии многих россиян – без всякого коварного переманивания. Папа Войтыла был одной из наиболее значимых фигур в современном мире – на его фоне российские иерархи выглядят провинциально и не способны выдержать жесткую конкуренцию в нынешнем глобальном информационном обществе. При том что среди них есть люди незаурядные, об этом мало кому известно – для массовой аудитории, они, исключая патриарха, все на одно лицо. «Практикующие» же верующие – постоянно ходящие в церковь и регулярно причащающиеся – составляют от 2 до 6% (по разным подсчетам) от тех, кто считает себя православными – количество, несоизмеримое с потребителями телевизионной картинки.

Неудивительно, что завершение «польского понтификата» было воспринято руководством РПЦ с явной надеждой на изменение ситуации. Считается, что для Бенедикта XVI основными станут проблемы Франции и Германии, Испании и Италии (в которой Ватикан только что добился немалого успеха, внеся решающий вклад в провал референдума по репродуктивным правам). На Россию же новый понтифик будет обращать меньше внимания, а, быть может, как умеренный консерватор сделает и ряд шагов навстречу РПЦ – первый из них, кстати, уже сделан: папа призвал к диалогу с православием, находясь в святом для каждого православного человека месте – близ мощей св. Николая в итальянском городе Бари (Барграде русских средневековых хроник).

А что касается харизмы, то насчет нового папы в РПЦ не беспокоятся. Он интеллектуал, ученый, человек кабинетного типа. Такого можно и пригласить в Москву, а еще лучше – встретиться с ним на нейтральной территории (если, конечно, позволит здоровье Святейшего), дабы не вызвать протестов со стороны «православных ортодоксов», которые любого папу считают викарием Антихриста. Тем более что подобные планы были еще в 90-е годы (тогда речь шла о встрече в Вене), но так и остались не реализованными.

Показательны в связи с этим некоторые события последнего времени. 7 июня Алексий II встретился с председателем палаты депутатов парламента Италии Пьером Фердинандом Казини и заявил буквально следующее: «Мы надеемся, что с Римско-католической церковью, ее новым предстоятелем, с которым мы связываем добрые надежды, мы будем совместно противостоять всему тому негативному, что встречается в нашей жизни». А город Бари Патриарх назвал «плацдармом сотрудничества» между двумя церквями. Казини, в свою очередь, заявил, что «нужно всячески помогать диалогу, который ведется между православной и католической церквями».
Практически одновременно Ватикан посетил глава российского МИДа Сергей Лавров. Он провел переговоры с госсекретарем Ватикана кардиналом Анджело Содано, в ходе которых было достигнуто соглашение, что осенью в Россию приедет руководитель ватиканского внешнеполитического ведомства архиепископ Джованни Лайоло. Если учесть, что МИД России давно и тесно взаимодействует с РПЦ, можно не сомневаться в том, что этот вопрос был согласован с патриархом.

Уже есть и повестка дня для возможной встречи двух предстоятелей. Это поддержка христианских ценностей в современной Европе, где чрезвычайно сильны секулярные настроения. Так, в проект Европейской конституции, несмотря на активное лоббирование со стороны Ватикана, так и не удалось включить формулировку о христианских корнях «старосветской» цивилизации. Теперь близкие к католической церкви политики не скрывают своего удовлетворения результатами референдумов по конституции во Франции и Нидерландах. Тот же Казини полагает, что евроконституция «не смогла пробудить сознание людей, в ней не был учтен тот призыв, с которым обратился Алексий II и католическая церковь».

Однако для возобновления полноценного диалога РПЦ требует отказа от прозелитизма, католики должны продемонстрировать, что признали свои ошибки. Но ввиду зыбкости проблемы демонстрировать что бы то ни было крайне сложно. Это понимают и православные. Видимо, в связи с этим и возникла идея – символом победы над прозелитизмом должна стать отставка архиепископа Кондрусевича. Он поляк и воспринимается как соратник прежнего папы. С его деятельностью связывают создание в 2002 году на территории России полноценных католических епархий (вместо переходной формы — апостольских администратур), что привело к крайне резкой реакции и РПЦ, и государства. Первая на пару лет прервала все связи с Ватиканом. Второе выслало из страны одного епископа и шестерых священников, не имеющих российского гражданства.

Выслать Кондрусевича, однако, нельзя. Причем не только из-за опасения громкого скандала, но и по закону – он российский гражданин. Но можно дать понять Ватикану, чтобы его перевели из России с повышением – например, в Римскую курию. Вместо него же хорошо бы прислать иерарха непольского происхождения и, желательно, не владеющего русским языком. Пускай окормляет католиков из дипкорпуса и на этом успокоится.

Для демонстрации православного «фэ» в отношении Кондрусевича был выбран первый попавшиеся повод: на заседании президентского Совета по взаимодействию с религиозными объединениями тот высказался в поддержку преподавания в школах строгой научной дисциплины — истории религий, а не загадочного предмета под названием «Основы православной культуры», в который каждый, в том числе и среди руководителей Церкви, вкладывает свой смысл и содержание. Позиция для католиков не новая – кстати, аналогичной точки зрения придерживаются и министр образования и науки Фурсенко, и муфтий Гайнутдин. Но с министром руководству РПЦ ссориться не хочется (хотя оно и не может сдержать своего раздражения позицией Фурсенко), а вот выступление Кондрусевича повлекло за собой послание замглавы Отдела внешних церковных связей — православного МИДа — епископа Марка к послу Ватикана в России архиепископу Меннини. Глава российских католиков был обвинен в «подрыве православно-католического диалога и нанесении серьезного ущерба делу проповеди христианских ценностей». Подтекст очевиден: пока папа и патриарх изо всех сил стараются найти взаимопонимание, архиепископ Кондрусевич выступает в качестве подрывного элемента, мешающего достижению чаемой идиллии.

Теперь Ватикан оказался перед выбором – или обменять Кондрусевича (в мягкой форме и с приличествующим почетом) на диалог с РПЦ, или пойти на принцип. В последнем случае, скорее всего, количество многообещающих жестов резко уменьшится, зато в очередной раз будут говорить об упущенных возможностях.

Автор — заместитель генерального директора Центра политических технологий

Все права на материалы, находящиеся на сайте ej.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на ej.ru обязательна.