В Кремле

В Кремле Борьба за власть в Екатеринбурге только начинается

6 СЕНТЯБРЯ 2013 г. ЕЛЕНА ЛИПЦЕР

ИТАР-ТАСС
Предвыборная гонка в Екатеринбурге – в этом политическом сезоне единственная крупная избирательная кампания, результат которой непредсказуем. До последней недели два главных претендента – основатель фонда «Город без наркотиков» Евгений Ройзман и вице-губернатор Яков Силин – шли к финишу почти «ноздря в ноздрю». От них немного отстал депутат Госдумы, «справедливоросс» Александр Бурков. Поэтому в Екатеринбург приезжало так много федеральных журналистов и политологов, поэтому разговоры об Урале звучали во многих кремлевских кабинетах. Руководителем третьего города страны и впрямь может стать оппозиционер – шутка ли?

Впрочем, это утверждение не вполне верно. Во-первых, Екатеринбург не избирает полноценного руководителя; всего лишь главу представительного органа власти, председателя городской думы, который хоть и называется «Глава города», но имеет очень ограниченные полномочия. Городским хозяйством будет распоряжаться глава администрации города, за назначение которого отвечают депутаты. Так что именно от состава думы будет зависеть и развитие города, и то, в какую сторону пойдут бюджетные потоки. А дума, в этом почти нет сомнений, все-таки будет контролироваться депутатами от «Единой России».

Во-вторых, Ройзман все-таки не оппозиционер. В этом его главное отличие от Навального, который, казалось бы, ведет в Москве похожую кампанию – против ставленника действующей власти, с помощью волонтеров и при ощутимой народной поддержке. Но, в отличие от Навального, Ройзман не критикует федеральные власти, не высмеивает коррупционеров, не обещает «изменить страну». Напротив, всю кампанию он демонстрировал, что, несмотря на некогда буйный нрав, сегодня он умеет договариваться и готов принимать существующие правила игры. Ройзман несколько раз делал комплименты действующей администрации города, намекая, что как глава будет готов сотрудничать с ее менеджерами, говорил, что способен находить общий язык с депутатами хоть от «Единой России», хоть от любой другой партии.

Единственный руководитель, критиковать которого Ройзман не стесняется – это свердловский губернатор Евгений Куйвашев, с которым у политика случился личный конфликт. Больше года назад начался разгром реабилитационных фондов «Города без наркотиков», затем завели уголовное дело на подругу Ройзмана, журналиста Аксану Панову, задержали его сотрудника Игоря Шабалина, ударился в бега вице-президент «Города без наркотиков» Евгений Маленкин. Ройзман винит во всем именно главу региона. Говоря о своем решении идти на выборы, основатель «Города без наркотиков» в том числе объяснял его инстинктом выживания: когда тебя поджимают со всех сторон, нужно укрепляться. Сейчас многие спорят, что первично: то ли Ройзман решил стать мэром, когда его стали преследовать, то ли его стали преследовать заранее, чтобы он не вздумал идти в мэры. В любом случае, официально заявив об участии позже всех остальных кандидатов, Ройзман сразу стал главным игроком кампании.

До него фаворитом считался вице-губернатор Яков Силин, на которого сделал ставку свердловский губернатор Евгений Куйвашев. Силин в 1996-2005 годах был спикером екатеринбургской городской думы, потом уезжал работать в Пермь к губернатору Олегу Чиркунову, затем попал в орбиту влияния Куйвашева, когда тот еще был полпредом президента в УрФО. Сейчас фамилия «Силин» – чуть ли не самая известная в городе: количество его наружной рекламы просто зашкаливают, газеты вице-губернатора (он не стесняется использовать официальную должность в агитации) печатаются тиражами в сотни тысяч экземпляров. Все областные и муниципальные СМИ каждый день рассказывают о том, как вице-губернатор заботится о ветеранах, занимается ремонтом улиц, даже охотится на незаконных мигрантов и лично работает водителем маршрутного такси. Агитация Силина полна загадочных утверждений – вроде того, что больше 80% женщин хотели бы видеть его своим мужем.

Когда Ройзман заявился в качестве кандидата и прошел процедуру регистрации, первое же социологическое исследование показало его лидерство (по разным оценкам, рейтинг Ройзмана колебался в ходе кампании в районе 25-40%, Силина – 25-35%). И предвыборная кампания резко поменяла окраску. Для власти главной задачей стала не реклама Силина, а критика Ройзмана. Стартовый выстрел сделал московский журналист Андрей Караулов, посвятивший свою программу «Момент истины» криминальному прошлому Ройзману и якобы имеющимся у того связям с криминалом. В программе демонстрировалась аудиозапись переговоров, в которой некие приближенные покойного Деда Хасана вроде как обсуждают кампанию Ройзмана и говорят о поддержке его. Пас приняли правоохранительные органы: ГУ МВД по Свердловской области подтвердило достоверность пленки, а прокуратура заявила о том, что будет проверять связи Ройзмана с криминалом. Губернатор Евгений Куйвашев собрал специальное совещание, на котором потребовал не допустить криминал во власть, офицеры ежедневно давали интервью газетам и телеканалам, рассказывая о прошлом Ройзмана (он был судим в 1981 году за кражу). Темпы «черной» кампании быстро нарастали. На улицах екатеринбуржцам раздавали искусно напечатанную копию приговора 1981 года. На афишных тумбах появились крупные постеры «Мама, не голосуй за бандита». Напечатанная тиражом 500 тысяч экземпляров газета «Утренний Екатеринбург» сообщала ужасы о принципах работы фонда «Город без наркотиков», а газета «Оракул» заверяла екатеринбуржцев, что Ройзман похищал иконы и этим навлек на себя древнее сибирское проклятье. Статьи в газете «Уральский рабочий» прозрачно намекали, что Ройзман – не борец с наркотиками, на самом деле он и контролирует весь городской наркотрафик. Еще жителям города обклеивали машины призывом голосовать за Ройзмана (многие приняли это за настоящую агитацию кандидата и возмущались в социальных сетях), звонили с той же рекомендацией по ночам на домашние телефоны. Городские стены украсили граффити «Жека Ройзман – п….й мэр», а провокаторы в футболках с надписью «Ройзман» нападали на пенсионеров. Сам Ройзман при этом старался вести относительно «чистую» кампанию: в газетах рассказывал о борьбе с наркотиками и восстановлении икон, публиковал слова поддержки своих московских друзей – от Аллы Пугачевой до Михаила Веллера. В телевизоре и на рекламных щитах рекламы Ройзмана не было: как объясняет Аксана Панова, возглавившая штаб кандидата, разместиться там не дал административный ресурс. Зато в штаб пришли несколько сотен волонтеров, а горожане разобрали две тысячи растяжек-набалконников «За Ройзмана» и бесчисленное количество автомобильных наклеек. Сам кандидат, надев красную футболку (она стала символом его кампании), по несколько раз на дню встречался с избирателями во дворах жилых домов.

Каков будет итог этой екатеринбургской кампании, самой шумной за последние десять лет, не знает никто. Но накал, с которым кандидаты борются за место мэра, показывает, что на кону стоит нечто большее, чем просто должность мэра, лишенная полномочий. В Екатеринбурге считают, что если губернатор Евгений Куйвашев и его ставленник проиграют эти выборы, то глава региона не задержится в своем кресле, и Кремль вынужден будет объявить внеочередные выборы руководителя субъекта РФ. А значит, борьба за власть в Екатеринбурге только начинается.

 

Екатеринбург

Фото ИТАР-ТАСС/ Анатолий Струнин



Все права на материалы, находящиеся на сайте ej.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на ej.ru обязательна.