В Кремле

В Кремле СПС – развал или обновление?

23 СЕНТЯБРЯ 2005 г. АЛЕКСАНДР ГОЛЬЦ


За два дня до назначенного на 24 сентября съезда Союза правых сил произошла сенсация. Федеральный Политсовет партии большинством голосов поддержал решение Московской организации выдвинуть единый с партией «Яблоко» список кандидатов на выборах в Мосгордуму. Грозит ли это решение расколом СПС? Об этом корреспондент ej.ru говорил с видными деятелями СПС Иваном Стариковым, Борисом Надеждиным и Борисом Немцовым. Вот что сказал каждый из них.

Иван Стариков:

Думаю, раскола не будет. Предложение пойти на выборы в Мосгордуму на базе «Яблока» было одобрено сегодня на Политсовете подавляющим большинством голосов. Если Гозман, Минц, Томчин были против, то они потерпели поражение. Никита Белых занял нашу сторону. Григорий Томчин назвал произошедшее «изощренной комбинацией по развалу СПС, организованной Стариковым». Но моя роль не столь значительна. Я просто изложил Московской организации свою позицию. Почва для ее восприятия оказалась благодатной, это факт. Я не считаю, что это решение — политическая капитуляция. Эффект от того, что Политсовет принял решение, которого от нас ждали наши сторонники, будет гораздо сильнее всех опасений.

Условие Явлинского было: или на базе «Яблока», или никак. У него такие доводы: на выборах 2003 года мы вас серьезно обогнали, поэтому в других регионах возможны разные варианты, а в Москве только так. Думаю, это первый шаг в деле создания единой демократической силы. Я абсолютно уверен, что прежние СПС и «Яблоко» себя исчерпали. Необходим новый политический бренд. В 1999 году мы шли на выборы в других условиях. Избирательный барьер составлял пять процентов, было разрешено создание блоков, я уже не говорю о свободе слова, возможности хоть какого-то контроля над бюрократией. И то не выиграли. Поэтому до 2006 года нам необходимо создать единую демократическую партию, пытаться ослабить идеологические ограничения, не играть в принципиальность по второстепенным вопросам.

Если говорить о возможности раскола в партии, то нужно понимать, что представители регионов, которые поступают по совести, в том числе и в деле Ходорковского, настроены гораздо более радикально, чем многие здесь, в Москве. Я знаю, что аппарат партии активно работает против меня. Знаю, что на съезде будет сделана попытка исключить меня из Политсовета. Никита Белых пообещал мне, что лично внесет мою кандидатуру в состав Политсовета. Завтра Петербургское отделение наверняка попытается исключить меня и Надеждина из партии за поддержку Ходорковского. Но им нужно понять, что это единственная возможность у СПС вернуться в реальную политику.

Борис Немцов:

Думаю, на съезде никакого раскола не произойдет. В любой демократической партии возможны разные точки зрения, в том числе по поводу объединения с кем-то. Я считаю, что для нас абсолютно правильно объединиться с «Яблоком» на выборах в Мосгордуму. И, редкий случай, у нас есть довольно высокие шансы это сделать. Как всегда, при таком решении нужны взаимные уступки, и я активно за это выступаю. Никто никого выгонять из партии не собирается за поддержку Ходорковского. Никто Старикова и Надеждина не тронет. Это полный бред. Откуда возникли эти разговоры? Ну есть недовольные, есть кремлевские агенты, есть стукачи, есть просто много недовольных, приближенных к власти. Их вес минимален. СПС со дня ареста Ходорковского занимал по этому вопросу принципиальную позицию, говоря о неправедности подобного рода действий, об участии в деле Кремля. Так что поведение Старикова с Надеждиным совершенно нормальное. Проект поддержки Ходорковского очень серьезный и абсолютно отвечает той позиции, которую мы заняли в 2003 году.

Борис Надеждин:

Съезд будет непростым. Уверен, что мы примем правильное решение о выдвижении единого списка с «Яблоком» и не допустим раскола.

Все права на материалы, находящиеся на сайте ej.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на ej.ru обязательна.