В Кремле

В Кремле Переливание ресурса

5 ОКТЯБРЯ 2005 г. АЛЕКСАНДР РЫКЛИН

news.yahoo.com
Гвозди лучше всего забивать молотком. Но в принципе можно и утюгом, если он под рукой, а молоток надо искать. Или любым другим более или менее тяжелым предметом. Владимир Путин решил видоизменить два закона — «О политических партиях» и «Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов госвласти в субъектах РФ». Соответствующие поправки в понедельник были внесены в Госдуму. Они меняют процедуру избрания (назначения) – в России эти понятия практически идентичны — глав регионов. Раньше президент по представлению полпредов предлагал региональным парламентам кандидатуру губернатора, а те ее утверждали. Теперь, согласно новой президентской инициативе, партии, победившие на местных выборах, предлагают президенту своего выдвиженца, а президент либо соглашается, либо нет. Вроде бы совершенно другая процедура. Но это если не привязывать данные законодательные коллизии к российским политическим реалиям.

Наш президент — Владимир Путин. Наша партия — «Единая Россия». Согласно концепции государственного устройства, которую сегодня активно проводит в жизнь Кремль, это – устойчивые словосочетания, своего рода идиомы, не подлежащие видоизменению. Нашей власти давно пора отбросить ложную стыдливость, перестать морочить людям голову и утвердить эти очевидные нормы на законодательном уровне. Тогда поправка звучала бы так: «Единая Россия» предлагает своего кандидата, а Владимир Путин его либо утверждает, либо нет». Но на самом деле даже такое усовершенствование не дает ответа на главный вопрос: а на кой ляд это нужно, если все равно все решает президент? (Ну то есть Владимир Путин.) Ну да – гвоздь можно забить молотком, а можно и утюгом.

Объяснение, что новая конструкция выглядит более демократично, по-моему, не слишком убедительно. Подавляющее большинство российского народонаселения не будет вникать в детали, каким именно образом, согласно какой именно процедуре им навязывают руководителя региона. Граждане либо соглашаются с ролью статистов, либо нет. Так зачем же нужна эта, если пользоваться терминологией предыдущего царствования, «рокировочка»?
На самом деле произошло некоторое перераспределение обязанностей, имеющее огромное аппаратное значение.

Известно, что лидер «Единой России» Борис Грызлов и остальное руководство этого удивительного общественного образования испытывают явное неудовлетворение своим положением в иерархической системе российской власти. Понятно, что ни на какую роль, кроме чисто инструментальной, сегодня не может рассчитывать ни один законодательный, государственный или партийный орган. И Госдума, и Совет Федерации, и Администрация президента, и полпреды, и губернаторы – всего лишь винтики в руках правящего клана. Но, оказывается, и среди винтиков бывает конкуренция. Вот раньше за регионы отвечали полпреды и региональное управление Администрации президента (впрочем, в последнее время растерявшее свою былую влиятельность). Теперь же эта обязанность – отвечать перед Владимиром Путиным за то, что происходит на местах — ложится на «Единую Россию». Если кто-то думает, что партийцы лучше разберутся в региональных проблемах, так это вряд ли. А вот на что действительно может повлиять перераспределение властных полномочий внутри региона, так это на взаимоотношения бизнеса с местными начальниками. Так что в ближайшее время «Единая Россия» обзаведется не только своими губернаторами, но и своими олигархами.




Все права на материалы, находящиеся на сайте ej.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на ej.ru обязательна.