В Кремле

В Кремле Банальный шантаж

6 ОКТЯБРЯ 2005 г. МАКСИМ БЛАНТ

newsru.com/ntv
Всего несколько дней назад казалось, что времена, когда российский фондовый рынок лихорадило после каждого сообщения об обысках и выемках документов в одном, то другом офисе, миновали. Михаил Ходорковский и Платон Лебедев лишены собственности и ближайшие годы проведут в местах не столь отдаленных. Какое-то время можно жить спокойно. Ан нет. Силовые ведомства методично повторяют свои действия двухлетней давности. Люди в погонах и без отметились в банке «Траст», который давно уже не имеет никакого отношения ни к Ходорковскому, ни к ЮКОСу, ни к группе Менатеп. У адвоката Ходорковского Антона Дреля. В общественной организации «Открытая Россия». Причем, как правило, их действия особого смысла не имели. Все, что можно было изъять по делам Лебедева-Ходорковского, давно изъято, изучено, подшито (или не подшито) к делу. Ничего нового не появилось и появиться не могло, поскольку Ходорковский и Лебедев все это время просидели в «Матросской тишине», где они по определению ничем противозаконным заниматься не могли. Поэтому туманные уверения представителей прокуратуры, что все эти действия необходимы для предъявления новых обвинений экс-главе ЮКОСа, выглядят крайне неубедительно.

Объяснение столь бурной деятельности силовиков лежит на поверхности. За несколько дней до начала «спецопераций» было окончательно и вполне официально объявлено о покупке Газпромом нефтяной компании «Сибнефть». 28 сентября состоялось подписание соответствующих документов, и пресса принялась обсуждать, на что Роман Абрамович потратит 13 миллиардов долларов, которые получит у Газпрома, и кто даст в долг нефтегазовому монополисту требуемую для заключения сделки сумму. А днем позже британская газета Observer со ссылкой на главу Group Menatep Тима Осборна обнародовала планы юристов Михаила Ходорковского оспорить эту сделку в международных судах, поскольку она нарушает подписанные ранее соглашения между акционерами ЮКОСа и «Сибнефти» о слиянии компаний.

Сообщение это в российских СМИ прошло практически незамеченным, зато «заинтересованные лица» проигнорировать его не могли. Свежа еще в памяти история о том, как стройную схему возвращения активов ЮКОСа в государственное лоно разрушил техасский суд, запретивший продажу Юганскнефтегаза. Решение техасского суда, понятное дело, Газпрому не указ. Но только в том случае, если у Газпрома есть деньги. Однако денег у Газпрома нет. Газовая монополия надеялась на синдицированный кредит западных банков, а банки как раз игнорировать американское правосудие не решились. В результате появилась загадочная «Байкалфинансгруп». «Юганскнефтегаз» буквально из-под носа Миллера сотоварищи уплыл к Богданчикову, слияние Газпрома и «Роснефти» пошло совсем не так, как планировали в газовом монополисте, вместо западных банков на поверхность вылез «китайский хвост». Одним словом, единственное решение независимого от администрации российского президента суда наделало большой переполох как в российской внутренней, так и во внешней политике, повлияло на расклад сил внутри властной группировки и на распределение самого главного на сегодняшний день пирога – нефтяных активов.

Повторения этой истории нынешние российские «политэкономические архитекторы» со всей очевидностью допустить не могут. Однако и методы их воздействия на Ходорковского ограничены. Отнимать у него больше нечего. Вот и пытаются нащупать «слабое звено» среди людей, с которыми он работал и близко общался. То есть занимаются банальным шантажом.

Автор — заведующий отделом экономики журнала «Большой Бизнес»


Все права на материалы, находящиеся на сайте ej.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на ej.ru обязательна.