В экономике

В экономике Вредная привычка

7 ОКТЯБРЯ 2005 г. ЕВГЕНИЙ ЯСИН

Евгений Ясин, научный руководитель Высшей школы экономики, о теневом секторе в российской экономике:

На этой неделе Министерство внутренних дел обнародовало свои оценки российской теневой экономики. Согласно этим данным, размер ее составляет 40% ВВП. Это существенно превышает оценку Росстата, который добавляет к ВВП 25% на теневогй сектор. При этом в отличие от МВД, заинтересованного в увеличении бюджетных ассигнований на «борьбу с негативным явлением», у статистического ведомства никаких резонов завышать эту цифру нет.

Теневой сектор в России действительно велик. Истинная его оценка, вероятно, лежит где-то посередине, и можно говорить о трети ВВП. Однако неправильно было бы думать, что это исключительно результат реформ последних полутора десятилетий. Напротив, это скорее результат длительного существования советской системы. Плановая экономика, которая строилась на ложной аксиоме, что планом можно охватить все, имела множество прорех. Их-то и заполняли нелегальные операции, которые составляли существенную долю экономики. Масштабы их никто не пытался оценить, но теневой оборот – без фондов и нарядов, своеобразный бартер, при котором деньги хоть и платились, но не играли абсолютно никакой роли — все затевалось ради дефицитного товара, – был общераспространенной практикой. Принцип «ты мне – я тебе» существовал на всех этажах. Родилась даже поговорка «блат выше Совнаркома». О «цеховиках», «фарцовщиках» также общеизвестно. Все нелегальные операции в СССР занимали, по моей оценке, порядка 20% оборота, причем без них экономика нормально функционировать не могла.

Казалось бы, вот уже пятнадцать лет, как все разрешено и все желающие давно могли «выйти из тени». Однако следует учитывать, что сложившиеся и деловые обычаи не так-то просто сломать. Сегодняшняя российская экономика строится на недоверии. Не доверяют государству, партнерам, работникам и работодателям. Навыки, обретенные в советские времена, оказываются в этих условиях очень востребованными. Бизнес постоянно сталкивается с угрозами, которые должен преодолевать. Кроме того, в новое время появился еще один мотив – выгода. Раньше человек, получавший денежную выгоду, не мог реализовать ее в полном объеме, поэтому приходилось искать натуральные формы. Теперь деньги стали что-то значить, появилась налоговая система, в том числе и для частных предприятий, которые, естественно, стремились минимизировать налоговые выплаты. Причем речь идет не только о крупных и средних предприятиях, которые уходят от налогов, незаконно присваивают собственность, производят и сбывают неучтенную продукцию. Сдача квартир в аренду, мелкие бытовые услуги, с которых не платятся налоги, – все это тоже вносит свой вклад в формирование теневого сектора экономики. В России 17-20 миллионов так называемых самозанятых – около четверти от 68 миллионов всех работающих . Эти «люди из тени» не платят никаких налогов, за них никто не отчисляет деньги в Пенсионный фонд, Фонды социального страхования и т.д.

Не следует все списывать на «жадность» или «несознательность» граждан и бизнеса. Уместно вспомнить и о коррупционной составляющей российской экономики. По оценке фонда «ИНДЕМ», который провел опрос среди 3 тысяч деловых людей в России, доход чиновников от взяточничества вырос по сравнению с 2001 годом больше чем в 10 раз! Тогда коррупционный оборот составлял 33 миллиарда долларов — в нынешнем году он вырос до 340 миллиардов! По сути речь идет о теневой системе налогообложения, которая чрезвычайно успешно конкурирует с легальной. Если учесть, что российский ВВП по паритету покупательной способности составляет примерно 1 350 миллиардов долларов, то «коррупционный налог», взимаемый чиновниками и прочими «государственными людьми», превышает четверть ВВП. По нашей оценке, для нормального функционирования малого бизнеса 30-40% его оборота должен составлять «черный нал», который идет на взятки, оплату «крыши», теневую часть арендной платы, присваиваемую чиновниками.

Что это значит для страны. Экономика, значительная часть которой находится в тени, не способна к нормальному развитию. Теневой сектор – это либо собиратели «коррупционной ренты», либо люди, руководствующиеся принципом «схватил и беги». Это не растущий бизнес, заинтересованный в расширении, привлечении капитала. Деловая практика в России на протяжении всех последних лет лишь подтверждает правило, согласно которому меньше рискует тот, кто меньше «высовывается». Бороться с этим явлением исключительно репрессивными методами – силами МВД – бесполезно. Даже если дать МВД еще триллион рублей, нанять еще милиционеров, ничего не выйдет. Всякий раз, когда применяются силовые меры, уровень недоверия – главный стимул теневой экономики – растет. Единственный путь — снять максимальное число ограничений, максимально упростить налоговую систему, обеспечить независимый суд и уже тогда строго требовать исполнения законов, не делая ни для кого никаких исключений.

Все права на материалы, находящиеся на сайте ej.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на ej.ru обязательна.