4 ИЮЛЯ 2007 г.
Решение Европейского суда по «норвежскому делу» совершенно
разумно и верно реализует принципы «неинвазивной» демократии в
гражданском обществе. Действительно, современный человек с большим трудом терпит
навязывание шаблонов и стандартов в области личных убеждений и религиозных
взглядов. Более того, точка зрения, активно развиваемая сейчас представителями
радикально-православных кругов и поддерживаемая некоторыми представителями РПЦ
МП о немедленном и обязательном введении уроков ОПК в школе, явно следует не
демократической, а автократической тенденции социальной педагогики. Эта
тенденция, против которой боролись норвежские родители, имеет отчетливый
фундаменталистский привкус и рассматривает граждан (пусть и маленьких) как
бессмысленную массу, которой надо «внушать», иногда и силой, некие
положительные религиозные ценности. В противном случае, дескать, человечество
деградирует. Но кажется, что сторонники «насильственного религиозного
воспитания» недооценивают современного человека и забывают главное: в
человеке сокрыты многие и невидные дарования, а кроме того, современное
общество не так гомогенно. Так что в пределах одной конфессии нередко можно
встретить людей с очень разными взглядами, не говоря уже о том, что современные
общества принципиально поликонфессиональны.
Решение суда в Страсбурге знаменует не отказ от
нравственности и религии и не бросает человека на съедение либеральному «молоху»,
но, скорее, выражает веру в достоинство человека и его способность самому принимать
решения в религиозных вопросах, не прибегая к тоталитарным методам социальной
педагогики.