18 ОКТЯБРЯ 2010 г.

Понятно, что в последние годы Собянин работал непосредственно в команде Путина как ключевое звено, как руководитель Администрации президента. После того, как Путин перешел в правительство, Собянин перешел вместе с ним, поэтому исторически, конечно, его можно совершенно однозначно воспринимать как человека путинской команды. Но, в целом, если говорить о нем как о политике, в принципе, какой-то ярко выраженной собственной команды у Собянина никогда не было. Известно, что когда региональные чиновники идут на повышение, они очень часто забирают с собой целую плеяду соратников, которые вместе с ними работали. Когда Собянин перемещался по карьерной лестнице, он никого за собой, по большому счету, не перетаскивал. Это довольно показательно. В Ханты-Мансийске он работал с одной командой, в Тюмени — с другой, в Уральском полпредстве — с третьей, в Москве — с четвертой. Хотя понятно, что какие-то связи в процессе его карьеры нарабатывались.

В принципе, Собянин — службист. Показательно, что когда-то он был членом команды Александра Филипенко в Ханты-Мансийском автономном округе, и Филипенко очень много сделал для его продвижения по карьерной лестнице. Но в дальнейшем, переместившись на пост главы Тюменской области, Собянин уже никаким человеком команды Филипенко не являлся и работал, исходя из своей новой должности, защищая интересы Тюменской области, и отношения между областью и округом при нем существенно охладились.

Москва — намного более сложный механизм, чем Тюменская область. Тюменская область — регион с жесткой корпоративной дисциплиной, нефтяной и газовой, где совсем другая среда, другие механизмы. В Москве огромное количество публичных конфликтов, людей с самостоятельными информационными ресурсами, элитными связями. Здесь выстраивать жесткую вертикаль, как в Тюмени, не получится, это чревато большими скандалами и проблемами. Нужна гораздо большая гибкость, а Собянина, наоборот, всегда отличала, чрезмерная жесткость. Я думаю, что Москва — не тот город, где чрезмерная жесткость помогает решать проблемы.

В Москве должность мэра предполагает, в первую очередь, активные публичные функции, потому что Москва — это город, где смыкается гигантское количество самых разнообразных противоречащих друг другу интересов. Здесь власти должны быть медиатором. Делать это, не занимаясь публичной политикой, невозможно.


Все права на материалы, находящиеся на сайте ej.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на ej.ru обязательна.