В обществе

В обществе Прямая речь

4 ОКТЯБРЯ 2013 г.

Пресс-служба «Гринпис»:

В связи с акцией на «Приразломной» во многих СМИ появились разного рода домыслы и обвинения в адрес Гринпис. Мы считаем необходимым ответить на многие из них, чтобы донести правду до тех, кто готов ее принять.
Миф: В Арктике — до 13% неразведанных запасов нефти, миф об экологической угрозе — один из инструментов борьбы за Арктику.

Правда: Политики и идеологи нефтяных корпораций переврали данные Геологической службы США от 2008 года. 13% — это оцениваемые ресурсы как морской, так и наземной части Арктики. Причем в эту цифру входят уже разведанные запасы главных российских нефтяных провинций на суше, в том числе и Ханты-Манскийский округа, который дает 50% добычи нефти России. Добыча нефти на арктическом шельфе в лучшем случае в ближайшие 20 лет достигнет 13 млн тонн или примерно 2% от нынешней добычи нефти в России. Эти данные подтвердил Министр экономического развития России А.Белоусов (2012 год): «Учитывая, что в России в целом по стране мы планируем добывать порядка 510 млн тонн… Это колоссально мало по сравнению с теми инвестициями — более 9 трлн рублей — которые планируется туда (в освоение шельфа — примечания редактора) вложить».

В мире не существует эффективных  технологий борьбы с разливами нефти во льдах. Анализ десятков тысяч возможных сценариев аварийных разливов на «Приразломной» показывает, что в зоне риска окажутся 3 000 км, побережья, морская акватория площадью свыше 140 000 квадратных километров (это четыре Байкала), три особо охраняемые территории: заповедник «Ненецкий», а также заказники «Вайгач» и «Ненецкий».

Миф: Гринпис противодействует арктическим проектам России в интересах других стран и корпораций, атакует только российские компании, не обращая внимания на нефтяников других стран, например, Exxon.  

Правда: Если рассматривать проблему освоения Арктики в комплексе, то выясняется, что главный интерес России не в освоении новых месторождений, а в эффективной эксплуатации наземных. В первую очередь это предполагает прекращение катастрофических нефтяных разливов. По оценкам Гринпис, годовой объем нефтяных разливов достигает  5 млн тонн в год (данные подтверждаются независимыми экспертами) Это сравнимо с объемом всей предполагаемой добычи нефти на «Приразломной».

У России огромный потенциал экономии нефти и нефтепродуктов за счет их рационального использования. Этот потенциал в 8 раз больше того объема, что будет добывать «Приразломная» в год даже на пике своей работы.

Компании «Роснефть» и «Газпром» добились налоговых льгот для своих проектов по освоению шельфа. Это значит, что освоение Арктики пойдет во многом за счет налогоплательщиков, за счет госбюджета, в котором и так не хватает денег на важнейшие программы, в том числе социальные. Вопрос же о том, кто будет платить за ликвидацию последствий неизбежных аварий и компенсировать ущерб пока неясен. Вероятно, это тоже ляжет на госбюджет. Если перенести опыт стоимости уборки и компенсации последствий нефтяных разливов (например, разливы нефти в республике Коми в мае 2013), то окажется, что стоимость уборки и компенсация максимального разлива на «Приразломной» (10 000 тонн) составит примерно 20 млрд рублей.

Гринпис противодействует планам всех компаний, которые собираются осваивать Арктический шельф. Однако сейчас по факту для освоения в ледовых условиях открыт только российский арктический шельф, где «Роснефть» и «Газпром» ведут свои проекты вместе с иностранными компаниями: Exxon, Eni, Statoil. Таким образом, слова об избирательности Гринпис не соответствуют действительности, хотя бы с этой точки зрения. Кроме того, Гринпис много лет ведет кампании против планов таких корпораций как BP, Shell, Cairn Energy и других. Многие кампании отказываются от освоения арктического шельфа, среди них: Total, Лукойл, Chevron. Другие — откладывают свои проекты по добычи нефти, например, Shell на шельфе Аляски.

Только что власти Норвегии заявили, что сворачивают новые проекты по бурению нефти в своем секторе Арктики. Причина проста — сомнительная выгода и невозможность обеспечить соблюдение технологических и экологических требований. К сожалению, в российской Арктике требования к безопасности иные.

Миф: Акция Гринпис была штурмом, атакой угрожающей платформе и людям; да еще с устройством, которое смахивает на бомбу!

Правда: 18 сентября активисты Гринпис Интернешнл имея только альпинистское снаряжение, попытались закрепиться на борту буровой с целью мирного протеста. Они никак не могли взять штурмом конструкцию из металла, высотой с многоэтажный дом. Были одеты в специальные костюмы с бросающимся в глаза логотипом организации, поэтому их невозможно перепутать с кем-то другим. «Arctic sunrise» перед акцией вышел на связь с платформой и береговой охраной, чтобы предупредить о мирном характере акции. В эфире ясно прозвучало, что альпинисты не причинят вреда ни платформе, ни персоналу. Так и случилось — они закрепились на нижнем ярусе платформы, на значительном расстоянии от жилых и рабочих помещений, от людей.

Капсула Гринпис, которая «напугала» спецслужбы, спроектирована молодым ученым из архитектурного университета в Испании, для обеспечение жизни активистам в суровых условиях Арктики.

Оригинал


Все права на материалы, находящиеся на сайте ej.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на ej.ru обязательна.