В Кремле

В Кремле Прямая речь

30 ОКТЯБРЯ 2013 г.

Станислав Белковский, политолог, директор Института национальной стратегии:

Юридическая сторона обвинения мне неизвестна, я не знаю, наличествует ли реальный состав преступления, и не могу это комментировать. Хотя совершенно понятно, что есть и политическая подоплёка, и следственный комитет не просто так занялся этим делом, вне зависимости от того, есть ли за ним что-то реальное или нет. Я думаю, что цель Кремля — рутинизировать уголовное преследование Навального, то есть превратить его жизнь в сплошную цепь разбирательств, которые совершенно не обязательно должны заканчиваться драконовскими приговорами, но просто должны создать у аудитории представление, что Навальный не вылезает из уголовных дел, и не вылезет никогда. Это должно в значительной степени ограничить проявления его активности. Но пока, в обозримом будущем, такие действия не скажутся кардинальным образом на его политических перспективах. Я вообще считаю, что если бы Навального посадили по делу «Кировлеса», то это дало бы мощный импульс его карьере. Я не готов давать совет ни ему, ни кому-то ещё сесть в тюрьму, потому что это очень плохое место, но объективно это было бы именно так.

Сейчас мы видим, что новые мобилизационные инициативы Навального, а главная задача Алексея Анатольевича состоит в постоянном поддержание мобилизации сторонников, несколько пробуксовывают, поскольку они выглядят уже рутинно. У них не осталось должного драматизма, должного надрыва, который сопровождал дело «Кировлеса» и кампанию по выборам мэра Москвы. Этот надрыв Алексею Навальному придётся как-то создавать, и в этой ситуации власть выступает скорее как его помощник, чем как противник. И хотя сделать из Навального русского Нельсона Манделу не получится — другое время и другие обстоятельства, безусловно, всякое уголовное дело с политической точки идёт ему в плюс, а не в минус. Потом что хотя Кремль рассчитывает рутинизировать уголовное преследование, оно придаёт дополнительный драматизм его действиям, а это, в свою очередь, важно с точки зрения поддержания его сторонников в режиме постоянной мобилизации.

В целом, я думаю, есть достаточная часть населения России, которой Навальный не нравится и которая никогда за ним не пойдёт, есть устойчивая группа его сторонников и есть колеблющиеся. Собственно, основной месседж Навального должен быть адресован колеблющимся. А для них уголовное преследование говорит о Навальном скорее хорошо, чем плохо, как о политике, который, пусть даже и не совсем нравится, но с моральной точки зрения заслуживает поддержки и нуждается в ней.


Борис Немцов, РПР-ПАРНАС:

Кремль и лично Путин считают Навального очень опасным конкурентом. И пытаются по-чекистски, по-бандитски с ним разобраться. Разбираются они двумя путями: во-первых, выдвигая против него именно уголовные обвинения, они считают, что его дискредитируют. И действительно для определённой части общества, особенно той его составляющей, которая склонна смотреть зомбоящик, к Навальному прочно приклеивается имидж эдакого жулика. И Путин, активно участвующий в пиар-кампании против Навального, постоянно это подчёркивает, он всё время говорит одну и туже фразу: нельзя бороться с коррупцией, если ты сам жулик. И всё, что Путин организовал, направлено ровно на дискредитацию. То же самое он делал и против меня — помните историю про «украденные миллиарды» и так далее. Путин же в этом смысле вообще достаточно предсказуем и примитивен, у него главный аргумент: все вокруг жулики, меньше их слушайте.

Второе: конкретно это преследование по «Ив Роше» — это ещё и возможность после Олимпиады Навального реально посадить. Дело в том, что ему предъявлено обвинение, а у него уже есть условный срок. Поскольку наши суды не склонны к оправдательным приговорам, они составляют сейчас меньше одного процента, то вероятность обвинительного вердикта по «Ив Роше» очень высока. Формально, по уголовно-процессуальному законодательству, условно осуждённый, получивший второй приговор, автоматически садится. Путин довольно точно рассчитал, что, если процесс начнётся, допустим, в конце года, а он именно тогда начнётся в связи с процедурными вопросами, то всю Олимпиаду, январь и февраль, он будет идти, а уже после её завершения они выйдут на приговор. Поскольку Путин безумно боится, что Олимпиада будет сорвана из-за преследования оппозиции и политзаключённых, то до этого посадка Навальному не угрожает. А вот потом она становится всё более и более реалистичной. Причём окно возможности ограничено выборами в Мосгордуму, в которых Навальный сам участия принимать не может, но видно, что его команда на них пойдёт. Поэтому есть очень высокая угроза, что где-то весной его посадят.

Чтобы информационных поводов не давать, на сам момент Олимпиады процесс приостановят — своя рука владыка, они что хотят, то и делают. Назначат первое заседание на январь, или на конец декабря, а следующее — на конец февраля или начало марта. Скажут, что у нас новые документы появились, ходатайства — и всё, точка. Мы их изучаем, в следующий раз встречаемся 25 февраля.


Все права на материалы, находящиеся на сайте ej.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на ej.ru обязательна.