В экономике
Газус Белли
31 ОКТЯБРЯ 2013 г. ВЛАДИМИР ВОЛКОВ
Во вторник глава Газпрома Миллер выразил озабоченность по поводу роста задолженности Украины за поставки российского газа. По совпадению, которое следует считать случайным, в тот же день совет директоров Газпрома без лишнего шума и пыли утвердил новую редакцию инвестиционной программы компании на 2013 год, объемы которой выросли сразу на 45%, до 1,026 трлн рублей.
Вот это, как говорится, и навеяло.
С неделю назад, плутая в сетях второго российского мультиплекса, где-то в районе «Служу России» натыкаюсь на интервью Евгения Велихова. И вот заслуженный академик на голубом глазу рассказывает на всю страну о насущности создания флота подводных атомных танкеров-газовозов, долженствующих обеспечить России технологическое лидерство в важном деле освоения ресурсов Арктики.
Слушаю и не верю своим ушам. Оказывается, идея не умерла!
Оговорюсь сразу: я отношусь с большим уважением к заслугам Велихова, не без участия которого, выражаясь мягко, нам удалось избежать полного развала ядерной отрасли вообще и атомного подводного судостроения, в частности. Именно Велихов еще в 1992 году положил на стол президенту Ельцину программу по организации конверсионного производства на «Севмаше», чем, вероятно, спас главную базу по производству российских АПЛ от банкротства и уничтожения. После чего именно ему, Велихову, удалось протолкнуть (вопреки принципиальным возражениям Егора Гайдара) проект по строительству в Северодвинске платформы «Приразломная» (той самой, которую недавно атаковал Greenpeace), к финансированию которого еще при Рэме Вяхиреве удалось подключить Газпром.
Вероятно, тогда же зародилась и другая яркая конверсионная идея академика – переделывать списанные подводные лодки в танкеры для перевозки нефти, газа и иного полезного сырья в северных широтах. В отличие от надводных судов, убеждал Велихов, конверсионные субмарины могут доставлять грузы из Европы в Америку кратчайшим путем, круглый год, не нуждаясь в услугах ледокольного флота.
И почти убедил.
В начале нулевых идея нашла эмоциональный отклик в душах российских чиновников и бизнесменов. Весной 2000-го в интервью «Ведомостям» глава «Интерроса» Владимир Потанин, всерьез вознамерившийся возить субмаринами никель, с восхищением рассказывал, какое это удовольствие – всплыть под российским флагом где-нибудь в районе Роттердама и приветствовать изумленных аборигенов с капитанского мостика. Но удовольствие оказалось слишком дорогим даже для миллиардера – мечту пришлось утопить.
Но всего через три года губернатор Архангельской области Анатолий Ефремов огорошил норвежских бизнесменов планами по переоборудованию российских АПЛ типа «Тайфун» в подводные танкеры для перевозки нефти и газа. На панику, которую известие вызвало в рядах местных экологов, внимания никто не обратил. На мази уже был «Штокман», которому по расчетам могло потребоваться не менее 50 подводных СПГ-танкеров – для экспорта газа в США.
И вновь неудача.
Американская сланцевая революция поставила на «Штокмане» жирный крест – летом прошлого года Газпром, Total и Statoil заявили о заморозке проекта на неопределенное время. Примерно в то же время решилась и судьба трех (из шести) оставшихся на плаву «Тайфунов» – их не будут переделывать (как предлагали на «Севмаше»), а утилизируют. Причем АПЛ «Дмитрий Донской», участвовавшую в испытаниях многострадальной «Булавы», скорее используют в качестве живой мишени для нового поколения лодок класса «Борей» – от безыисходности.
Думай теперь, пошел бы князь Дмитрий (будущий Донской) на Куликово поле, зная, что свои же потом порежут или расстреляют.
И вот после всего этого в телевизоре появляется академик Велихов с нержавеющей идеей неуязвимых для северных льдов и вездесущих террористов атомных газовых танкеров, способных подарить России мировое лидерство в новой высокотехнологичной отрасли, могущей вытянуть за собой всю отечественную экономику.
Словно бы и не было этих двадцати лет.
Так вот, претензий к академику Велихову лично у меня нет – продвигая идею подводного танкерного флота, он лоббирует интересы подопечных ему предприятий («Севмаша» и Курчатовского института). Иными словами, ведет себя как ответственный руководитель. Хотя сама по себе идея конверсии боевых субмарин на мой вкус сильно смахивает на попытку приделать к АКМ ручку от кастрюли – непрактично, дорого и небезопасно.
Но вот ко всей «арктической инициативе», реализуемой под флагом Газпрома, вопросов гораздо больше.
Во-первых, экология. Уже существуют оценки потенциальных последствий возможного разлива нефти в северных морях, на той же «Приразломной». Коротко говоря, они катастрофические.
Другая угроза – риск аварии подводного танкера. Что бы сегодня ни говорили о совершенстве технологии, она возможна. Если помните, была у нас такая подводная лодка «Курск» северодвинской постройки. Она утонула.
Во-вторых, крайне неочевидная экономика нефтегазовых проектов в северных широтах с их огромной – на грани рентабельности – себестоимостью.
Но все эти резоны не являются для Газпрома достаточным (и вообще, каким бы то ни было) основанием для отказа от амбиций в Арктике – дело это решенное. Компания уже запланировала гигантские расходы на НИОКР, львиная доля которых будет связана с ее планами по освоению шельфа северных морей.
А теперь резко увеличивает и инвестпрограмму, используя трения с Украиной в качестве предлога – как неоднократно делала раньше для оправдания чудовищно расточительных инфраструктурных проектов вроде пресловутых «потоков». И вот когда старые «стройки века» подходят к концу, пришло время браться за Арктику. Предлог для открытия нового газового фронта найдется.
Фото Владимира Саяпина (ИТАР-ТАСС)