В Кремле

В Кремле Прямая речь

6 НОЯБРЯ 2013 г.

Дмитрий Орешкин, политолог:

На мой взгляд, это очень органично вписывается в советскую модель управления, которую упорно восстанавливает Владимир Путин, называя ее «вертикаль». Суть заключается в экспансионистском подходе, при котором не предпринимается усилий, чтобы повышать экономическую эффективность, конкурентоспособность уже имеющихся территорий, что подразумевает инвестиционный стиль управления, например, строительство железной дороги до Якутска и дальше, чтобы туда не возить харчи самолётами. Отсутствие возможности реализовывать инвестиционный стиль развития компенсируется или сопровождается виртуальными попытками освоить новые территории, с тем, чтобы развивать экономику за счёт новых видов природных или социальных ресурсов. Второе, понятное дело, к Арктике не относится, потому что там социальных ресурсов нет. Кончается это всё, естественно, тем, что в советские времена называлось долгостроем: инвестируют, потратят, в конечном итоге окажется недостаточно, и пафосная, начавшаяся под всеобщие аплодисменты крупная программа по освоению условной целины или строительству БАМа заканчивается ничем, потому что сама система ценностей не интенсивная, а экстенсивная.

Это — неразрешимое противоречия, в котором всегда билась и продолжает биться мысль советского менеджмента. Товарищ Сталин вычерпывал демографические ресурсы из срединных районов России и бросал их на завоевание новых территорий, будь то часть финской республики, Прибалтика или, после войны, страны народной демократии, при этом не инвестируя в свою собственную территорию, а наоборот — изымая из неё ресурсы. В этом есть глубокое технологическое противоречие между системой ценностей и системой реальных нужд, и это противоречие прикрывается пафосной риторикой про освоение «неведомых земель». Примеров масса — вместо того, чтобы допустить на селе частную собственность и, соответственно, повышение интенсивности освоения старых пахотных территорий, мы их подвергаем запустению с помощью коллективизации, а потом вынуждены осваивать целину. Это всё — признак того, что путинская система управления пришла в тот же совершенно предсказуемый тупик, что и советская.

Ещё один пример — та самая платформа «Приразломная», которую штурмовал «Арктик Санрайз». Все говорят про юридическую составляющую, справедливы или несправедливы аресты, но никто не говорит о том, что сам проект этой платформы был инициирован 15 лет назад, построена она была, соответственно, уже давно и до сих пор не добывает нефти. Так вот вместо того, чтобы довести до ума эту платформу, нам гордо рассказывают про освоение северного морского пути и так далее. Заранее можно сказать, что денег не хватит. Ни денег, ни людских ресурсов. Их уже сейчас не хватает на поддержание штанов в той же Якутии, и приходится, вопреки очевидной нецелесообразности, забрасывать тонны продовольствия по воздуху, что делает это продовольствие, по понятным причинам, золотым. Уже сейчас мы платим за то, что за все годы советского и постсоветского процветания мы не провели туда железных дорог. Зато в изобилии провели их на Красную Поляну ради Олимпийских игр, выставочной, пропагандистской части. Я думаю, что это — очень органично, очень предсказуемо, очень бесперспективно и свидетельствует о том, что ребята «приехали».


Все права на материалы, находящиеся на сайте ej.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на ej.ru обязательна.