В Кремле
Прямая речь
12 НОЯБРЯ 2013 г.
Егор Быковский, главный редактор журнала "Наука в фокусе":
Не могу сказать, что инициатива депутата Лугового меня сильно удивила. Она как-то очень хорошо укладывается в серию такого рода проектов последней пары лет. И совершенно нет ничего удивительного в том, что она исходит от члена ЛДПР. Это предложение, в общем, не очень согласуется с законом, поэтому проще высказать её какой-то партией, которая не является официально властной. «Единой России» сейчас нужно удерживаться от такого рода шагов, потому что у неё и так есть проблемы.
Что касается самой инициативы, мне кажется, что очень нелегко будет прокурору России и его заместителям отделять согласованные акции от несогласованных. И, по-моему, это просто инструмент для обрубания доступа к сайтам, на которых расположена информация неудобная в каких-то определённых случаях. Не вообще всякие несогласованные акции, а акции, которые, допустим, перерастают в митинги на Болотной. В связи с этим у меня есть ощущение, что нас ожидает ещё один виток гражданской активности, власть об этом может знать больше, чем мы. Конечно, такая инициатива не может нравиться. Потому что всякие внесудебные запреты сегодня очень опасны, ими можно воспользоваться против кого угодно и чего угодно, тем более что там речь идёт не только о прекращении доступа, но и о закрытии сайта. Понятное дело, что если закрыли сайт, то потом открыть его гораздо труднее, чем просто уладить вопрос об удалении какой-то конкретной информации.
Конечно, это будут точечные запреты, распространение интернета у нас довольно глубокое, и разнообразных несогласованных акций довольно много, начиная с «пойдёмте выпьем пива». Или «давайте встретимся с жильцами дома и поговорим с администрацией застройщика». Все отследить невозможно. Акций происходит невероятное количество, большинство, разумеется, несогласованные, потом что согласовывать их по идее вообще не надо, заявка в органы власти носит уведомительный характер. Но когда известно, что акция будет на сто тысяч человек, конечно, тут же будут перекрыты все средства коммуникации. Точно также как по время самого митинга ОМОН рассекает толпу, так и тут будет рассечение каналов связи. Вообще, надо сказать, я удивлён, что этого не было сделано раньше. Каким бы это ни было неправомочным, странно, что с этой инициативой не выступили ещё пару лет назад, когда началось конкретное закручивание гаек.
Николай Сванидзе, журналист, член Совета по правам человека при президенте РФ:
Вообще, я должен сказать, что страну накрывает и уже в значительной степени накрыла такая мелкоячеистая сеть запретов, касающихся практически любого вида политической и общественной деятельности. Можно сказать, что уже не разрешено всё, что не запрещено, а запрещено всё, что не разрешено. Потому что запрещено гораздо больше, запрещено почти всё. При этом формально всё выглядит вполне себе респектабельно. Ну действительно, кто же за экстремизм? Мы все против экстремизма! Ну значит, надо запрещать. Дальше начинается правоприменение, как правило, произвольное, очень гибкая, непрописанная формулировка запрета, которую можно направить против кого угодно, а направляется она понятно против кого.
Я не исключаю, что вот эта инициатива обладающего известной репутацией депутата Лугового направлена не только против нынешних «белоленточников» и прочих гражданских активистов. Она предусматривает возможные в будущем волнения на социально-экономическую тему. По поводу пенсий, по поводу ЖКХ, вообще, экономическая ситуация в стране ни в коей мере не улучшается. Я думаю, что эти предложения имеют такой перспективный, долгоиграющий характер. Естественно, что толковаться это всё будет таким образом, что в результате под запретом окажется вообще любая общественная уличная активность и любые призывы к ней, под любым соусом.
В принципе, депутаты от ЛДПР, как и некоторые депутаты от «Справедливой России», в том, что касается законодательных инициатив, часто идут вполне себе в ногу с партией власти и даже используются ею для того, чтобы проверять какие-то вещи, реакцию общества на те или иные предложения. Они вбрасывают инициативы, которые «Единая Россия» позволить себе не может, потому что они слишком резкие, слишком радикальные. А ЛДПР может. Поэтому посмотрим, какая этот законопроект будет ждать судьба, но, я думаю, что его появление неслучайно, в отличие от, скажем, предложения депутата Мизулиной о запрете суррогатного материнства, что, я думаю, является собственной инициативой депутата Мизулиной. В данном случае это носит не исключительно личный характер.