В экономике
Прямая речь
20 НОЯБРЯ 2013 г.
Константин Мерзликин, РПР-ПАРНАС:
У нас вообще с пенсионной реформой вышла некоторая беда. Эта реформа была начата ещё правительством Касьянова на рубеже 2002 и 2003 годов и предполагала активное развитие так называемого накопительного элемента, причём в группу, которая должна была накапливать пенсии, входили граждане, если говорить о мужчинах, 57 года рождения и младше. Потом эта реформа несколькими отдельными ударами была разрушена, и на сегодняшний день мы живём в полной неясности относительно того, какая у нас пенсионная система и каковы источники финансирования в отдалённой перспективе. И вот сейчас делается очередная попытку эту систему создать, сбалансировать, ничего с этим делом не получается, и поэтому, когда начали возникать проблемы с федеральным бюджетом и бюджетам регионов, была предпринята некоторая фискальная попытка разрешить проблему ближайших лет. Отсюда это решение об исключении накопительного элемента на следующий год, когда соответствующие сборы вообще не будут осуществляться.
Собственно говоря, вот этот момент больше всего привлекает наше внимание с политической точки зрения. Речь идёт о том, чтобы фактически завершить историю накопительного элемента, превратить его в какую-то незначительную величину в общей долгосрочной конструкции пенсии. Таким образом, мы возвращаемся в исходный пункт, когда речь идёт о чисто распределительной пенсионной системе. В ней, конечно, можно пытаться сбалансировать как-то обязательства перед будущими пенсионерами и доходы по годам, но всё это делать довольно сложно, в первую очередь — из-за демографии, поскольку доля работающего населения, из начислений на зарплату которых платятся пенсии текущим пенсионерам, сократится в ближайшие пять-десять лет достаточно стремительно. Что будет делать правительство в долгосрочной перспективе, не очень понятно. Сейчас оно пытается разными конструкциями расчёта пенсий скрыть повышение пенсионного возраста, но достаточно очевидно, что без реального его увеличения пенсионную систему поддержать невозможно. Время потеряно, накопительный элемент не заработал, его убирают по ситуативной причине, минимизируя трансферт бюджета в Пенсионный фонд на ближайшие годы, и это приводит к тому, что снова придётся вернуться к старой пенсионной системе, но в более неприятной ситуации, когда нет особых резервов, чтобы закрывать разрыв, связанный с демографией.
Александр Починок, экономист:
Я уверен, что реформу будут корректировать и довольно скоро. Конечно, для того чтобы что-то исправить, нужно это сначала принять. Я не Кассандра, не берусь делать предсказания, но очевидно, что нужно будет создавать стимулы для людей зарабатывать себе на пенсию и объяснять, как человек может её увеличить, увеличить накопительный компонент. В этом я почти уверен. Вообще экономическая грамотность населения абсолютно необходима для этой реформы. Потому что для того, чтобы её проводить, нужно, чтобы человек понимал, что он должен делать. Если он этого понимать не будет, то и успех реформу не ждёт.
Пенсионная политика – это политика с перспективой как минимум на многие десятилетия. Но если каждые десять лет ее нужно пересматривать, то это означает, что никакой пенсионной политики у государства нет. Есть конъюнктура, продиктованная фискальными, бюджетными, иногда политическими, но в любом случае краткосрочными соображениями. А руководствоваться надо долгосрочными социальными приоритетами. Опираться на солидарность поколений, а не на индивидуализм, когда каждый за себя и только. И не пенсии подгонять под текущие бюджетные возможности, а бюджетную политику выстраивать так, чтобы хватало на пенсии для всех.
Фотографии с сайтов parnasnn.ru и ikm.hse.ru и A.Savin /commons.wikimedia.org