В Кремле

В Кремле Прямая речь

4 ДЕКАБРЯ 2013 г.

Георгий Сатаров, политолог, президент фонда ИНДЕМ:

Не думаю, что его посадят. Полагаю, это будет тянуться под разными предлогами довольно долго, потом они попытаются сделать вид, что всё рассосалось само себя. Понимаете, там есть своя бандитская этика, своих не сдавать. Это же не система правовых отношений, а система отношений личных, ни с каким правом не связанных, это всё камуфляж. Могут, конечно, переквалифицировать дело в одну сторону, что позволит закрутить новый виток, потом переквалифицировать обратно в связи с новыми открывшимися обстоятельствами, это даст возможность обвинить какую-то третью сторону, и так далее. Само возбуждение уголовного дело было связано исключительно с внутренними склоками, но решающее, окончательное слово всё равно остаётся за Главным, а он вряд захочет наказать Сердюкова.

Елена Панфилова, заместитель заведующего лабораторией антикоррупционной политики ВШЭ:

Совершенно очевидно, что вся эта история не имеет никакого отношения к коррупции и этот человек стал заложником каких-то более многоярусных и сложных межклановых отношений. Потому что если бы речь шла о коррупции, уже давно было бы дело и давно проводились бы следственные мероприятия, потому что преступления, вменяющиеся его подчинённым, давно подразумевали и правовую оценку его собственного участия. Но этого не происходило. Что даёт все основания полагать, что эта история лежит не столько в антикоррупционной, сколько в какой-то другой плоскости.

Вообще с Сердюковом или не с Сердюковым, с Ивановом, Петровом, Сидоровом всё очень просто в такой ситуации. Если в ведомстве, которым руководит тот или иной Иванов-Петров-Сидоров выявлены столь масштабные злоупотребления, хищения, неправомерное использование собственности и так далее, есть всего два варианта оценки деятельности руководителя. Это уже упомянутая халатность, то есть некомпетентность. Не знал, не заметил, не мог, и в этом случае следуют санкции, связанные с признанием этой некомпетентности. Либо участвовал, и тогда следуют другие статьи. Выбор тут для руководителей, в общем, не богатый, другое дело, что сами они не всегда отдают себе в этом отчёт и говорят, что просто не знали. Но на самом деле есть всего только два варианта.

Сергей Цыпляев, президент фонда «Республика»:

Начнем с начала. Ясно, что министр обороны — правая рука и ближайший человек к президенту, а на тот момент к премьер-министру, потому что премьер у нас был полновластным. И понятно, что на самом верхнем уровне возникли очень большие разногласия по поводу этой фигуры. Я полагаю, что целый ряд серьёзнейших силовиков сделал всё, чтобы вынудить президента отправить Сердюкова в отставку. Тем не менее, никто не предполагал, что Сердюков понесёт какую-то более серьёзную ответственность. И были предприняты колоссальные усилия для того, что бы избежать этого. Всё это время борьба между разными кланами продолжалась. С одной стороны, были постоянные высказывания, что вот, мол, мы сейчас заведём уголовное дело, вот сейчас мы его засадим, но при этом ничего не происходило. Недавно было принято решение, которое практически полностью выводило Сердюкова в свободное плаванье — он был назначен генеральным директором федерального предприятия. Но реакция в обществе на это событие оказалась крайне раздражённой, люди были чрезвычайно недовольны. Я не исключаю, что было принято решение как-то всё-таки обозначить ответственность Сердюкова за произошедшее и не отпускать его в чистую. Даже если будет уголовное дело по халатности, а понятно, что это завуалированная форма обозначения ответственности, чрезвычайно интересно, каким будет приговор. Он может оказаться исключительно мягким, это, собственно, то, что мы сейчас будем наблюдать. Но я ещё раз подчеркну, что те люди, которые добивались его отставки, возможно, будут стремиться к тому, чтобы он всё-таки хоть в какой-то форме стал тем, кто несёт ответственность за всё произошедшее.

Насколько можно судить, сам господин Сердюков считал, что, поскольку он на короткой ноге с президентом, со всеми остальными он может, собственно, и не разговаривать. По отношению к другим участникам военно-промышленного комплекса он вёл себя довольно вызывающе. Кроме этого, если вспомнить разговор, который президент вёл после назначения нового министра обороны и начальника генерального штаба, то там он обозначил одну возникшую проблему — проблему военно-промышленного комплекса. Вот с ВВП Министерство обороны разошлось очень резко, потому что в министерстве сказали, что комплекс выпускает некачественную, несовременную продукцию, и стали ориентироваться на закупки за рубежом. Там целый ряд примеров — и вертолетоносцы «Мистарли», и автомобили, и даже танки, про которые начали говорить. Я так понимаю, что очень серьёзные, влиятельные группы, которые контролируют военно-промышленный комплекс, их даже можно посчитать, поняли, что для них это вопрос жизни и смерти. Собственно говоря, тогда и была организована эта операция, поставившая президента перед фактом, что Сердюков должен быть уволен. Он был дискредитирован.

Будучи министром Сердюков, имея определённые вполне разумные посылы, осуществлял их варварскими методами. Как очень часто бывает, средства дискредитировали общие положительные идеи. Начиная труднейшую реформу, которая вызовет серьёзнейшее сопротивление, надо понимать, что легко не будет и готовиться к серьёзной обороне. Сердюков же свою деятельность вёл крайне размашисто. По-видимому, он был уверен, что у него есть абсолютный карт-бланш. Но весьма свободное обращение с имуществом ещё никого до добра не доводило. В результате, оказались дискредитированы даже некоторые правильные идеи, которые звучали и реализовывались. Сейчас мы имеет по многим позициям серьёзный откат и реставрационные тенденции в военно-промышленном комплексе и вообще в организации военного дела.


Все права на материалы, находящиеся на сайте ej.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на ej.ru обязательна.