В Кремле

В Кремле Прямая речь

12 ДЕКАБРЯ 2013 г.

Алексей Макаркин, политолог, заместитель директора Центра политических технологий:

Тут есть два момента. Первое, и на самом деле самое важное — специфика взаимоотношений России и Запада. Россия традиционно позиционировала себя как страна европейская, как страна, которая идёт в направлении расширения связей с Западом, для которой Запад является в определённой степени ориентиром. Конечно, идёт она очень оригинальным путём, то НТВ разгонит, то Ходорковского посадит, но всячески подчёркивалось, что это — исключения, связанные с борьбой с олигархами, а наша цель всё равно — максимальное сближение с Европой. Сейчас концепция изменилась.

Конечно, и раньше было много критики, но по конкретным поводам, например, по вопросу противоракетной обороны или по каким-то проблемам применения права. Сейчас антизападничество получило традиционную рамку. Россия признаётся страной, которая является ориентиром для всех сторонников консерватизма, традиционных ценностей, в том числе семейных, а путь Запада, особенно западной элиты, признаётся тупиковым. Это проблема. То есть противоречия носят уже цивилизационный характер, и в послании это обозначено предельно чётко, при том что сохранились, и даже увеличились в количестве, конкретные претензии, в том числе был представлен впечатляющий список военных угроз. Соответственно это, в общем и целом, говорит о том, что консервативная тенденция, с которой антизападничество связано неразрывно, будет и дальше продолжаться.

Второй момент, уже внутриполитический, это отношение к правительству. С правительством на сегодняшний момент ситуация неоднозначная. С одной стороны, президент не хотел бы увольнять кабинет министров, потому что тот ещё не сделал много чего непопулярного, в частности не завершил пенсионную реформу. С другой стороны, Путин явно недоволен тем, как правительство занимается исполнением его поручений, что оно сомневается по поводу выполнения его указов, подписанных в прошлом году и носящих ярко выраженный популистский характер, недоволен тем, как правительство проводит реформы в различных отраслях. И по этому посланию и по некоторым предыдущим мероприятиям, в частности по экономическому совету, по общению с представителями ОНФ, видно, что президент всё больше берёт на себя инициативу в пространстве, где по идее должно распоряжаться правительство. Берёт он её очень аккуратно, концентрируя внимание на двух основных сторонах своего образа. Один — традиционный образ народного заступника, «хорошего царя», и это в первую очередь связано с его прошлогодними указами. А второй образ — это образ реформатора, который указывает, как успешнее всего проводить социально-экономические реформы. Самых острых вопросов президент не касается. Про наиболее негативно воспринимаемые обществом преобразования, в частности про пенсионную реформу, он ничего не говорил, а затронув реформу здравоохранения, сконцентрировался на аспектах, которые воспринимаются положительно, в основном на технологической модернизации отрасли.

Что касается демократизации политики, то, во-первых, президент не стал концентрировать внимание на политической реформе, на амнистии, то есть на тех вопросах, где он вряд ли смог бы сказать что-то утешительное для либералов, но которые, в то же время, мало волнуют его электорат. Много говорилось о консультативной демократии, через общественные советы при министерствах и ведомствах и через некоторую реорганизацию Общественной палаты. Но особенность консультативной демократии состоит в том, что в ней в основном участвуют структуры, которые защищают свои корпоративные интересы, продвигают свои идеи, поэтому в большинстве случаев они не идут на конфликт с властью. Если нужно проллобировать тот или иной проект, самая большая глупость, которую можно сделать — присоединиться к оппозиции. Наоборот, ясно, что надо договариваться с властью. Ну и кроме того, тут упор на слово «консультативная», то есть большое количество обсуждений, которые ни к чему не обязывают. То есть власть может пойти навстречу тем или иным консультативным группам, представленным в Общественной палате, а может отклонить их предложения. Ничего от этого не изменится, я думаю.

В то же время, если говорить здраво, то был один интересный момент. До послания ходили слухи, что оно будет ультрареакционным. Что отменят выборность глав крупнейших муниципалитетов, сведя всё местное самоуправление на районный уровень в крупных городах. Обсуждался вопрос о том, что вроде бы будут какие-то конституционные поправки. А когда о них заходит речь, сразу же вспоминается депутат Мизулина с её предложением отметить особую роль православия в истории и культуре России, вспоминается предложение об обязательной идеологии и так далее. Думаю, что ряд таких радикальных предложений, включая реформу Конституции, продвигаются с разными целями. Например, сохранить выгодную власти повестку дня — пускай политики спорят не про коррупцию, а про обязательную идеологию. Причём эта повестка невыгодна для либералов, так как позволяет обвинить их в том, что они не уважают православие, не уважают традицию, вообще не патриоты и так далее. В то же время такие радикальные предложения позволяют президенту позиционировать себя как некоего центриста. Он от них отстраняется, дистанцируется, и может так образом не предпринимать каких-то либеральных мер, а просто отказаться от проведения реакционных и уже позиционировать себя как центриста.

Что касается отказа от выборности глав крупнейших муниципалитетов, то это было бы очень скандальное решение на фоне того, что это единственный реальный шанс для оппозиционеров выиграть какие-то серьёзные выборы. Думаю, от этой идеи до конца не отказались, президент говорил о местном самоуправлении, выразил явно скептическое отношение к его теперешнему состоянию, но я думаю, что на сегодняшний момент эта идея выглядит слишком взрывоопасно. Если её будут реализовывать, то только по «просьбам трудящихся», как было в советское время, то есть если это предложат сами организации местного самоуправления. Не факт, что это будет реализовано, но если будет, постараются, чтобы президент не был инициатором этого дела, так как большая часть населения в крупных городах хотела бы выбирать своих начальников. А то, что эти инициативы не были озвучены, означает, что как минимум часть либеральной общественности вздохнула с облегчением, получив свой пряник. Но вообще, даже если какая-то либерализация будет проводиться, то только с колоссальной осторожностью и оглядкой, и любые соответствующие реформы будут уравновешиваться консервативными шагами. Характерно, что в тот же день, когда было зачитано послание, суд признал иностранным агентом общественное движение «Мемориал». В обозримом будущем реакционные решения всё равно будут превалировать над теми или иными либеральными сигналами.


Все права на материалы, находящиеся на сайте ej.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на ej.ru обязательна.