В обществе

В обществе Прямая речь

16 ДЕКАБРЯ 2013 г.

Артем Козлюк, член Штаба "Пиратской партии России", эксперт Пиратской партии по противодействию цензуре, руководитель проекта "Роскомсвобода":

"Пиратская партия России" не только не поддерживает законопроект депутата Лугового, который вводит новую категорию информации, подлежащей внесудебной блокировке, но и считает данную инициативу крайне вредной для развития гражданского общества в России. Генпрокурор и его замы в результате принятия этого законодательного акта смогут единолично определять, что тот или иной интернет-ресурс несет в себе экстремистскую составляющую или призывает людей прийти в неположенное время в неположенное место. Не будет требоваться никакого решения суда или его предписаний и определений — прокуратура будет напрямую давать указания о блокировке сайтов Роскомнадзору, а тот в свою очередь — операторам связи.

Одновременно с этим не стоит забывать, что метод блокирования, который предлагается применять по сетевому адресу, так же как и в случае с предыдущими законами о блокировке, 139-ФЗ и 187-ФЗ, предполагает возможность ограничения доступа и к добропорядочным ресурсам только из-за того, что они находятся на одном и том же IP-адресе, что и запрещенный сайт. Сегодня днем в Госдуме состоялось обсуждение этого законопроекта в первом чтении, и против него в явном виде высказались только 2 депутата — Дмитрий Гудков ("СР") и Сергей Иванов (ЛДПР), а само голосование пройдет после 17:00. На нем мы все и увидим, кто готов отстаивать конституционные права граждан, а кто готов приносить Основной документ в жертву своим личным и политическим амбициям. Данный закон в стратегическом плане, естественно, не сможет предотвратить распространение информации, которая волнует пользователей интернета, как, впрочем, и любой другой закон по блокировке. Вместе с тем он несет в себе угрозу абсолютной непредсказуемости — любой интернет-ресурс в любой момент может попасть под запрет, какой бы темы он ни придерживался. А перекрыть возможность донести до граждан информацию в наш цифровой век никакой законопроект не в силах, для этого надо вообще закрыть Интернет в России. В силах ли это сделать наши законотворцы?

Илья Пономарёв, депутат «Справедливой России», председатель попечительского совета Института инновационного развития:

Цель этой инициативы — борьба с мобилизацией людей на митинги, это совершенно очевидно. Закон ужасный, совершенно антидемократический, я, естественно, против, Дима Гудков против, наша информационная депутатская группа на 100% против. Инициатива эта внесена, как и все подобные инициативы, ЛДПР, и конечно, она направлена на максимальное затруднение митинговый активности.

На данный момент в законодательстве Российской Федерации есть достаточно мер, которые позволяют в случае нужды обрушить весь Интернет в любой момент. В законах о связи есть нормы, которые говорят о том, что возможно предписание о закрытии всех коммуникаций. Поэтому в принципе говорить о том, что этот закон создаёт какую-то принципиально новую сущность, нельзя. Это просто, скажем так, дополнительная острастка, что ли, декларация силы. Во всех арабских странах происходило всё то же самое. Если бы люди хотели отрубить Интернет, его бы отрубали, кстати, в ряде случаев они так и сделали. Но это, во-первых не всегда помогает, во-вторых, есть разные телекоммуникационные ухищрения, которые позволяют эти ограничения обходить, и в-третьих, провайдеры — тоже не монолит, и в случае настоящего обострения, как «арабская весна», далеко не очевидно, что они будут выполнять такие требования правительства.

Дамир Гайнутдинов, правовой аналитик ассоциации «АГОРА», соучредитель Ассоциации пользователей интернета:

То, что этот закон никак не уменьшит количество реального экстремизма в Интернете, — это однозначно. Точно так же, как после принятия поправок к закону о защите детей от вредной информации в Интернете не стало меньше детской порнографии, объявлений о продаже наркотиков и так далее. Декларирование цели никакой пользы в данном случае не приносит. А проблем, безусловно, прибавится.

Этот законопроект в принципе является продолжением, расширением уже существующего перечня оснований для внесудебной блокировки сайтов. Сначала были приняты поправки к закону о защите детей от вредной информации и к закону об информации, которые этот механизм блокировки закрепили. Тогда и Роскомнадзор, и авторы законопроекта божились, что делается это исключительно для защиты детей, и никаких других оснований для внесудебной блокировки не будет: как вы не понимаете, что нам нужно спасти наших детей, которые получают из Интернета информацию о наркотиках и смотрят ролики о самоубийстве! Тогда же был закреплён и механизм блокирования сайтов по системным адресам, в результате в случае блокировки одной конкретной страницы оказывается закрыт доступ к десяткам и сотням ресурсов. Этот механизм продолжил своё существование в «антипиратском» законе, а теперь в этом перечне новый пункт — экстремизм.

Как именно закон будет применяться, полностью зависит от позиции, времени и желания Генеральной прокуратуры. Решение о признании материала экстремистским будет принимать именно она, при участии Роскомнадзора. Никаких формальных процедур, которые позволяли бы оценивать законность такого рода решений, не существует. Соответственно Роскомнадзор будет пересылать анонимные обращения, которые можно оставлять на специальном сайте, в Генпрокуратуру, и она будет оценивать эти страницы. Затем, по результатам оценки, Роскомнадзор будет вносить в единый реестр соответствующую запись и провайдеры будут обязаны сайт заблокировать. Эксперты говорят, что существующие ограничения уже привели к тому, что порядка 35 тысяч интернет-страниц, к которым никаких претензий никогда не предъявлялось, оказались недоступны по причине того, что в реестр вносятся сетевые адреса. Будет больше оснований — будет больше внесудебных блокировок.

При этом вся эта практика абсолютно незаконна, что уже признал Европейский суд по правам человека, когда вынес решение по жалобе на Турцию, где применялись подобные методы. Заявитель, владелец сайта, который оказался заблокирован, получил компенсацию, поскольку было признано, что эта практика нарушает закон. Это же ждёт и нас. Пока что поступила одна жалоба, со стороны владельца сайта «Новости электронного книгоиздания» Владимира Харитонова. Мы помогали ему её готовить, и сейчас она подана в Европейский суд. О других таких случаях мне неизвестно, думаю, что их нет.

В разных странах практика регулирования Сети очень сильно отличается. В целом в государствах, которые принято называть «демократическими», речь, как правило, идёт о точечной фильтрации, когда блокировке подвергается конкретно запрещённая информация, чтобы не страдали «невиновные» сайты. В чём еще преимущество ситуации, допустим, в той же Европе — наличие независимого суда, который может оценить решение о блокировке и отменить его. При этом международные эксперты уже давным-давно говорят о том, что наиболее эффективный способ фильтрации — тот, который находится ближе всего к конечному пользователю. Условно говоря, если мы говорим о защите детей от экстремистской информации, то самым эффективным фильтром будет тот, который родители установят на домашний компьютер. С точки зрения блокирования доступа к незаконной информации это эффективнее всего. Установка фильтров на узлах связи, как правило, не приводят ни к чему, кроме того что нарушается целостность Интернета.

Вообще, насколько я понимаю, сейчас в мире в принципе идёт дискуссия на тему регулирования Сети, происходит борьба двух лагерей. Первый, который возглавляет Россия, выступает за право на «цифровой суверенитет» и пропагандирует идею, что у национальных правительств должно быть как можно больше возможностей для регулирования Интернета внутри страны. Второй подход предполагает более либеральное регулирование, исходя из того, что Интернет — единая сеть, которая не может быть разделена национальными границами. И европейская конвенция по правам человека говорит, что информация должна распространяться свободно, вне зависимости от государств. Насколько можно понять, европейские суды исходят скорее из второго принципа.


Все права на материалы, находящиеся на сайте ej.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на ej.ru обязательна.