В Кремле

В Кремле Прямая речь

27 ДЕКАБРЯ 2013 г.

Вадим Прохоров, адвокат:

Возникает двойственное ощущение. С одной стороны, всё позитивно и вроде как новости хорошие. «Дело ЮКОСа» будет пересмотрено — за 10 лет с момента выноса первого приговора председатель Верховного суда сообразил, что что-то там не то. По Константинову изначально ничего не было — показания одного несчастного свидетеля, хотя, согласно алиби, Константинов вообще находился в другом месте в момент убийства. В случае с Удальцовым и Развожаевым политический характер привлечения к ответственности абсолютно налицо. В общем, понятно, что сами по себе эти события в целом радуют. Но удручает вот что — к сожалению, как привлечение этих людей к ответственности, с моей точки зрения совершенно незаконное, не имело никакого отношения к правосудию, так и вот эта вот либерализация сейчас. Всё это вызвано политическими причинами, в частности, по «делу Ходорковского» с самого начала был ясен абсурдный характер второго дела, первого тоже, но второго особенно, в котором он сам у себя украл свинец. И, тем не менее, оно прекрасно развивалось, пока не было принято политическое решение о помиловании ради некоторой нормализации отношений с Западом в преддверии Олимпиады. Всё это, включая инициативу председателя Верховного суда, обусловлено не причинами, имеющими отношение к соблюдению закона, а политическими мотивами. Хорошо хоть так, но не радует лишнее подтверждение полного отсутствия правосудия в нашей стране.

В «деле Константинова»  ещё более рельефно подчёркивается другая проблема — полное отсутствие у нас в стране оправдательных приговоров. Там, где понятно, что человека даже по нормам УПК надо оправдывать и отпускать, ну либо уже осуждать, но осуждать там абсолютно не за что, суд всё равно никак не может вынести оправдательный приговор. А оправдательных приговоров у нас нет в принципе. 0,5% — это меньше, чем статистическая погрешность. И приходится создавать такие эрзацы, имитационную такую модель, чтобы не осудить. И, конечно, хорошо, что его не осуждают, но прискорбно, что у нас нет судов, которые могли бы просто оправдать невиновного человека. Такая же ситуация с Развожаевым и Удальцовым — там, где нет очевидных веских доказательств, приходится изобретать какое-то возвращение обвинителю. Я очень надеюсь, что в связи с очевидной невиновностью в инкриминированных им преступлениях Удальцов и Развожаев не будут привлечены к уголовной ответственности.

То есть в целом новости вроде как приятные: некоторые вернулись домой, как Ходорковский, некоторым, наверное, это вскоре предстоит, как Лебедеву, но грустно, что в целом эти события только подчёркивают отсутствие правосудия в нашей стране и реальных, нормальных, уголовно-процессуальных причин освобождения невиновных и либерализации. К несчастью, все эти причины носят политический характер.

 

Дмитрий Аграновский, адвокат:

Я думаю, что это — не совпадения. Тут два варианта. Первый: возможно, имеет место просто попытка улучшить свой имидж, что без сомнения можно только приветствовать. Потому что эти абсолютно бессмысленные репрессии никакой пользы государству не приносили, только вред. И второй вариант: может быть, люди просто попробовали быть добрыми? Они никогда этого не делали, это какие-то принципиально новые ощущения, может быть, им просто понравится. В конце концов, добрых вообще любят больше, чем злых, а никакой необходимости быть злой у власти сейчас нет. Войны нет, никакого голода нет, то есть, в принципе, в недавней установке «всех демонстративно сажать за всякую ерунду» — «необоснованное избыточное применение мер государственного воздействия» — никакой необходимости не было, и власти постоянно наступали на одни и те же грабли. Может быть, сейчас они решили перестать это делать. Вот посмотрите на Лукашенко — он постоянно выпускает своих политзаключённых, я даже как-то писал в Твиттере, что «Евросоюз потребовал от Лукашенко освободить политзаключённых, а когда узнал, что все освобождены, потребовал наловить новых». Так и здесь, от всех этих амнистий ничего, кроме пользы.

Вот выпустили Ходорковского, и очевидно, что небо на землю не упало, мир не рухнул и не рухнет. Тоже самое, если прекратить процесс над Удальцовым и Развозжаевым и вообще всё «Болотное дело». Наоборот, власти заслужат только больше уважения, потому что только сильный человек может позволить себе быть великодушным. Прогнозировать ничего я не буду, я адвокат и не должен внушать людям надежды, беспочвенные или обоснованные. Но могу сказать, что мы делаем всё возможное.


Все права на материалы, находящиеся на сайте ej.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на ej.ru обязательна.