Вокруг России

Вокруг России Прямая речь

13 ЯНВАРЯ 2014 г.

Фёдор Лукьянов, журналист, политолог:

Что касается вступления в силу договорённости между Ираном и «шестёркой», то это только реализация того, что уже было согласовано в конце прошлого года в Женеве. Это пока не окончательный результат, а начало промежуточного полугодового переходного периода, когда стороны, в первую очередь Иран, должны продемонстрировать свои намерения. И потом, уже на основе результатов этого полугодичного периода, будет понятно, есть ли перспективы у дальнейшего размораживания или нет.

Я не вполне понимаю, почему разговоры про гипотетическое соглашение России с Ираном вызвали такую реакцию. В Америке сразу начали говорить, что это подкоп под мирный процесс, а почему — совершенно непонятно. Россия и Иран имеют весьма разветвлённые коммерческие отношения, и Россия в принципе, несмотря на весьма негативное отношение к санкциям как к инструменту, те санкции, которые поддерживала в Совете безопасности ООН, всегда выполняла, в том числе и в отношении Ирана. А вот эти гипотетические договорённости в любом случае не касались бы международно признанных санкций. Есть другие санкции, принятые в одностороннем порядке США и Евросоюзом, но они не носят международного характера и, строго говоря, никто, кроме самих этих стран, их выполнять не обязан. Мне кажется, что вообще вся эта шумиха вокруг якобы хитрых сделок России и Ирана связана с внутренней борьбой в Соединённых Штатах. Администрация Обамы нацелена на урегулирование отношений с Ираном, а в Конгрессе очень многие, если не большинство, республиканцы уж точно, считают, что это всё обман со стороны Ирана, на который нельзя идти. И в то время, когда администрация договаривается о смягчении и отмене санкций, конгрессмены намереваются ввести новые. Соответственно вот эти разговоры о том, что Россия собирается страшным образом нажиться на урегулировании отношений с Ираном, отчасти могут быть связаны, как мне кажется, с желанием создать информационный фон, который будет крайне неблагоприятен для иранского направления политики Обамы.

В случае с этой предполагаемой сделкой дело, как мне кажется, не в объёме товаров, а в том, что это была бы гораздо более тесная кооперация на нефтяном рынке, чем сейчас. России, как известно, нефть не нужна, хватает своей, но речь шла о том, чтобы провести совместную линию и создать механизм тесной координации в энергетической отрасли. А страны Запада, и Европа, и США, рассчитывают на то, что в случае если урегулирование ситуации с Ираном будет достигнуто, он мог бы стать новым фактором на энергетическом рынке, который, среди прочего, мог бы снизить роль России и на нефтяном рынке, и, кстати, что немаловажно, на газовом. Потому что идея того, что Иран в случае выхода из изоляции мог бы стать крупным поставщиком газа на европейский рынок, где Россия традиционно старается сохранить лидирующие позиции, обсуждается давно, с 90-х годов. Пока из этого ничего не получилось, но в принципе нынешняя попытка политического урегулирования, пожалуй, самая серьёзная. Поэтому заявка на то, что Россия и Иран будут теснее, чем когда-либо, координировать свои энергетические политики, важна именно с этой точки зрения, а не с точки зрения объёмов торговли.

В таких вопросах экономический и политический смысл друг от друга неотделимы, но думаю, что с точки зрения влияния на рынок углеводородов это экономически вполне могла бы быть уж никак не абсурдная договорённость. Другое дело, конечно, как в Америке это трактуют: дескать, они делают важные шаги, идут навстречу Ирану, чтобы расширить свои собственные возможности, а воспользуется этим Путин, который тем самым, при помощи Обамы, получит ещё один инструмент воздействия на Америку. Так это представляется оппонентами Обамы.

Владимир Сажин, старший научный сотрудник института востоковедения РАН, профессор:

Отношения России с Ираном неоднозначны. По некоторым вопросам мы солидаризируемся, по некоторым — не сходимся. И конечно, дискуссия по «ядерной проблеме Ирана» чрезвычайно сложная. Я вообще считаю, что сейчас в мире две основные проблемы: — сирийская и ядерная проблема Ирана. Самое интересное, что Иран задействован и в том, и в другом случае. Если говорить о ядерной проблеме, то Россия, конечно, не допускает даже возможности создания в Иране ядерного оружия. Это аксиома. В этом отношении мы придерживаемся одной позиции и с США, и с большинством мирового сообщества. Вопрос в том, как добиться того, чтобы у Ирана не только не было такого оружия, но не было и возможности его создать.

И что касается путей достижения этой цели — здесь мы и другие страны расходимся. Американцы и Западная Европа почти два года назад ввели очень мощные санкции, которые, по большому счёту, и заставили Иран пойти на определённые уступки, изменить свой взгляд на ядерную политику. И то соглашение, которые было достигнуто 24 ноября прошлого года, между «шестёркой» международных посредников (5 постоянных членов Совета безопасности ООН и Германия) и Ираном, я считаю, было прорывом в десятилетней истории иранской ядерной программы. Но это соглашение — промежуточное, как я понимаю, оно призвано только создать условия для заключения широкомасштабного, всеобъемлющего договора, который позволит снять этот вопрос с повестки дня мировой политики. Но для этого Иран должен доказать, что у него нет намерений развивать оружейное направление своей ядерной программы и сделать всё возможное, чтобы втиснуть её в рамки требований Совета безопасности ООН и МАГАТЭ.

С 2006 Совет безопасности ООН принял 6 антииранских резолюций, четыре из которых содержали санкционные меры, правда, за исключением последней, наиболее жёсткой, резолюции 19-29 от 2010 года, они все были довольно мягкие и Иран в открытую над ними смеялся. Но те меры, которые ввели уже США и Евросоюз в нефтяной сфере, банковской системе, страховании и транспорте, сильно подорвали экономику Ирана, для страны, которая пополняет свой бюджет и строит свою финансовую политику на основе экспорта нефти, эти санкции были серьёзной проблемой. По американским данным, Иран потерял за два года почти 80 млрд долларов. По-моему, то, что пост президента в Иране занял такой относительно либеральный, по масштабам этой страны — даже реформаторский, политик, как Хасан Роухани, который, впрочем, остаётся вторым лицом после Верховного лидера, говорит о том, что перемены в Иране всё-таки происходят. Иранцы просто вынуждены идти на определённые компромиссы с мировым сообществом, «шестёркой» и МАГАТЭ для того, чтобы сохранить режим, поскольку дальнейшее усиление экономических санкций, о которых неоднократно заявляли США и Евросоюз, могут привести к краху власти. Поэтому это вынужденные шаги иранской администрации для того, чтоб сохранить режим и как-то выйти из сложного экономического положения, в котором они оказались. И те меры, которые были предопределены промежуточным соглашением, официально называющимся «совместный план действий «шестёрки», МАГАТЭ и Ирана» должны в течение 6 месяцев обеспечить условия для подписания всеобъемлющего соглашения.

Произойдёт это или нет — сейчас сложно сказать, потому что и в самом Иране многие недовольны компромиссами, на которые идёт Тегеран, и в США Сенат и даже многие однопартийцы Барака Обамы, демократы, выступают против какого-либо снижения давления на Иран. Но думаю, что всё-таки ситуация сейчас такая, что Иран вынужден согласиться с требованиями международного сообщества и ни шатко ни валко какой-то прогресс в этом вопросе будет достигнут.

Сообщениям о сделке между Россией и Ираном я, честно говоря, очень удивился, и пока что у меня нет ему логического объяснения. Скорее всего это какой-то пробный шар, запущенный со стороны Соединённых Штатов, поскольку наиболее напряжённая, не будем говорить, борьба, но, во всяком случае, политическое противостояния в отношении этой проблемы наблюдается именно там. Хотя ещё раз подчеркну, что и в самом Иране есть противники любых шагов навстречу международному сообществу.

Что тут можно сказать конкретно. До введения санкций Иран экспортировал около 2,5 миллионов баррелей в сутки, иногда больше, иногда меньше. Сейчас объем составляет всего 710-715 тысяч баррелей. И 500 тысяч, о которых говорится в этом гипотетическом соглашении, это только немногим меньше всего суточного экспорта иранской нефти. Это, конечно, очень проблематично. Во-первых, куда её девать? Я думаю, что в России нет инфраструктуры, которая могла бы достаточно быстро абсорбировать такое огромное количество нефти. А потом, интересно, в обмен на какие российские товары Иран согласился бы на этом бартер? Тоже непонятно. Надо сказать, что, несмотря на сложнейшее экономические положение, голода в Иране нет. Там высокие цены, но голода как такового нет, и я не думаю, что есть большая необходимость поставлять туда то огромное количество продовольствия, которое можно приобрести за 500 тысяч баррелей в день.

С точки зрения иных товаров — тоже вопрос: чем Россия может заинтересовать Иран? Товарооборот Ирана и России на протяжении последних лет был довольно низкий, если не сказать вообще ничтожный по отношению к экономикам этих стран. Он доходил до 2 с небольшим миллиардов долларов в год, и Россия не поставляла товары, в которых была бы так уж заинтересована Исламская Республика Иран. Поэтому для меня просто удивительно, что можно поставить в Иран за это огромное количество нефти?

Единственное, о чём стоит говорить, это военная техника и оборудование, но дело в том, что Россия скрупулёзно придерживается требований и санкционных резолюций ООН, принятых с 2006 года, о которых я говорил. А там сказано, что поставка вооружений и тяжёлой боевой техники в Иран запрещена. И Россия ни разу за всё это время ни одну из этих резолюций ни нарушала. Поэтому, ещё раз возвращаясь к этой удивительной информации, думаю, что это всё-таки какой-то пробный шар, который был выпущен накануне введения в действие достигнутой договорённости незадолго до 20 января. И если принимать во внимание сложную борьбу, которую ведёт президент барак Обама со своим парламентом в отношении Ирана, то это может иметь какое-то значение. Но реально, во всяком случае на сегодняшний день, я не знаю, как может осуществляться такой бартер, о котором столь много говорят, и, подчеркну, иранцы ведь дезавуировали все эти сообщения.


Все права на материалы, находящиеся на сайте ej.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на ej.ru обязательна.