В обществе

В обществе В ожидании кино

17 ЯНВАРЯ 2014 г. БОРИС КОЛЫМАГИН

Мария Олендская / ЕЖ

Ой, нелегкое предстоит воскресенье у духовенства. Крещение. Значит, потянутся толпы захожан за святой водой. Устремятся к купальням сторонники традиционных ценностей. Благо в Москве, Петербурге, Екатеринбурге и других городах их оборудовали достаточно. Да еще, для пущей надежности, водолазов подключили.

И потечет по эфиру шмелевско-зайцевская патока. Своеобразное продолжение репортажа из очереди к дарам волхвов: здесь за одним чудом стояли, там другое ждут.

Странно, что еще не нашелся фонд, организующий поездки депутатов Государственной думы к святой купели на Иордан. К Благодатному огню же возит главный железнодорожник Якунин. А почему к Иордану нельзя?

К слову, об омовении в его водахоставлено тысячи свидетельств. Одно из них относится кXVIIвеку, когда казанский купец Василий Яковлев Гагара ходил из Иерусалима к священной реке.Вскоре его путем проследовали тысячи паломников из России. Для похода на Иордан и обратно требовалось примерно три дня. Странников сопровождали иерусалимские воины, обеспечивающие их безопасность.

Интересно, однако, что это паломничество, как правило, совершалось на Страстной неделе. На Крещение никто не стремился погрузиться в мутные воды, в то время как московиты делали проруби и спешили окунуться в своем Иордане — Москва-реке. Это обстоятельство говорит о том, что в Палестине жила память о более древних обычаях.

О том, какие это были обычаи, мы можем прочитать в записках паломницыIVвека Эгерии. На Богоявление, которое объединяло в себе праздники Рождества и Крещения, с большой торжественностью восемь дней служили праздничные литургии во всех святых местах Иерусалима. И в Вифлееме восемь дней ежедневно служили, а на Иордан не ходили.

Бессмысленно, наверное, сегодня напоминать людям с бутылками и купальниками, что крещенская вода предназначена не им, а тем, кто готовится к таинству крещения, кто размышляет о своей жизни и хочет изменить ее.

Глубокие традиции исчезают, фольклорные развиваются, обрастают мифами и обрядами. И в этой предпраздничной суете кажется, что голубой скандал, скандал вокруг геев-церковников, раскручиваемый почти месяц протодиаконом Андреем Кураевым, ушел на второй план. Но это не совсем так.

В прошлой статье я упомянул о группе архиереев, мечтающих встать у руля церковного управления. Казалось бы, хотят и хотят, это сугубо внутрицерковные вещи. Однако они имеют прямое отношение к гражданскому обществу.

Внутри церкви образовалась влиятельная группа, тесно связанная со спецслужбами. Понятно, что и так церковные топ-менеджеры обслуживают интересы государства. О чем, к примеру, свидетельствует беседа главы ОВЦС митрополита Иллариона (Алфеева) с послом США.

Но одно дело — обслуживают, другое — тесное родство. Одно дело пить водку с соответствующими товарищами, другое — быть одной с ними крови. И кажется, такая группа появилась. Дай Бог, чтобы в этом я ошибался.

В церковных кругах время от времени возникают разговоры о так называемых лубянских архиереях, которые иногда собираются на даче у одного из них. Эти архиереи проповедуют армейский стиль управления церковью. Во время выбора патриарха Кирилла они поддерживали его конкурента на патриарший престол митрополита Калужского и Боровского Климента. Сейчас у них в чести креативный и нахрапистый Архангельский и Холмогорский митрополит Даниил (Доровских). Действует он у себя в епархии с демонстративной жесткостью. Видимо, чувствует свою силу. Он не скрывает того, что путем постоянной переброски священников и разгона приходских общин хочет создать заточенную под идеологические нужды государства церковь. Прихожанам отведена роль статистов в очереди за крещенской водой, а деньги на содержание приходов пойдут не от них, а от специально созданных для этой цели фондов.

Что ж, можно управлять церковью и так — просто и технологично. И бессмысленно задаваться при этом вопросом: нужна ли такая церковь верующему народу? Как церковь идентичности она, по крайней мере, останется.

Конечно, патриарх Кирилл совершил немало сервильный действий. И руку ему последовательный либерал не подаст. И от появления в публичном пространстве вассала Святейшего о. Всеволода Чаплина его воротит. Все так. Но стоит отчетливо понимать, что на смену им готовятся кадры куда круче. И там, где о. Всеволод Чаплин играет, совершает постмодернистские жесты, будут совершаться вполне себе сталинские по духу деяния.

Лакмусовой бумажкой возможной смены внутрицерковной власти может стать выброс гей-компромата на федеральных каналах. Пока этого не происходит, церковному народу наплевать на интернет-бури в связи с кураевскими разоблачениями. Голубой епископ, зеленый епископ — без разницы. Пришли, воды набрали и домой. Но если связанные со Сретенским монастырем представители спецслужб продавят нужное решение, голубой экран заиграет голубизной, церковный народ, естественно, возмутится. И многие управленцы расстанутся со своими должностями. И их место займут новые игроки.

Удача или неудача дворцового переворота «лубянских» епископов сегодня связана с выходом на телевидение. Так что телевизионная картинка вскоре даст знать о промежуточных итогах подковерной игры. Будут разоблачения — процесс пошел. Не будут — все удалось замять.

Фотографии Марии Олендской / ЕЖ



Все права на материалы, находящиеся на сайте ej.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на ej.ru обязательна.