В обществе

В обществе Прямая речь

20 ЯНВАРЯ 2014 г.

Александр Черкасов, член совета правозащитной организации «Мемориал»:

После всех волгоградских взрывов многие «белые пикейные жилеты» говорили о том, что всё это организовали спецслужбы. И за последнее время понастроили массу конспирологических теорий о том, что русские спецслужбы, как всегда, взрывают своих. К этим доморощенным конспирологам присоединились некоторые «народные политологи» с Кавказа, у которых сохранились остатки стыда и которые начинали объяснять, что это взрывали не кавказцы. При этом Доку Умаров, вроде бы покойный, прямо говорил, что «будем взрывать», а тут говорят, что нет, это не наши. И вообще, поскольку конкретной угрозы по поводу взрывов в Волгограде не было, то это не теракт. То есть какое-то уж совсем доморощенное построение. Эта пена нарастала достаточно долго, и вот вчера появилась длинная, пятидесятиминутная видеозапись, которая ставит всё на свои места: да, это дагестанское подполье, и всё с этим связанное. То есть самая простая версия. Правда тут же появились такие, которых это не убеждает, мол, обращение тоже могли смонтировать спецслужбы. Сторонники того, что мы все живём в Матрице, у нас есть, не отрицаю.

Мы живём в мире, где нет абсолютного зла, вернее, зло есть, но оно имеет много обличий. И манихейцы, которые считают, что всё зло — это российские спецслужбы, по-видимому, не правы. Потому что террористы, которые атакуют всех, будь они в погонах, или в троллейбусе, или на вокзале, тоже зло. И зло, наверное, не меньшее. А мы, российское общество, находимся между властью и террором. И для всех, кроме больших конспирологов, было понятно, кто взорвал. Но всё равно в этой истории есть некоторый урок: определяя для себя отношение к одной форме зла, не стоит забывать и про другие его воплощения.

Само это обращение довольно большое, и принципиально новое в нём, например, угроза мирным салафитам. Это очень характерная вещь. Попытки нормализации в некоторых республиках Кавказа, например, в Ингушетии или в Дагестане, включали в себя создание нормальных условий для существования мирных салафитских общин. Для тех, кто неправильно молится с точки зрения доминирующих там суфиев, но отнюдь не занимается терроризмом. Потому что гораздо проще ловить прихожан «неправильной» мечети, чем кого-то в лесах, мечеть — она ближе. И именно так силовики превращали прихожан таких мечетей в мобилизационную базу террористов. А тут мы услышали угрозы в адрес этих самых мирных салафитов. Действительно, замирение не нужно не только силовикам, которые хотят отчитываться планом по валу, но и террористическому подполью. Недаром в 2009 году взорвали Юнус-Бека Евкурова, когда он повёл в Ингушетии курс на «контртеррор с человеческим лицом». Недаром взорвали в 2012 году Саида Афанди Черкейского в Дагестане, когда тот благословил замирение с салафитами. Просто потому что для этих людей не только мы являемся целью, но и их единоверцы, простые мусульмане.

Политика замирения вообще-то приносит плоды, если её применять, это признавали летом 2012 года. И Бортников, директор ФСБ, побывав в Дагестане, где это наиболее мощно проводилось, и председатель национального антитеррористического комитета. НАК — это, вообще говоря, структура, подконтрольная ФСБ, но они за это всё отвечали. И когда Олимпиада была не так близко, у них была возможность и достаточно разума, чтобы действовать по-умному. Но сейчас, перед Олимпиадой, от них требуют действовать по-быстрому, со всеми вытекающими последствиями. А так разумные люди, которые понимают, как надо действовать, есть и в руководстве НАК, и в руководстве ФСБ. Другое дело, что и как они могут. Это уже отдельная, печальная история, когда появляется "паспорт здорового человека" и "паспорт террориста-курильщика". Такое действительно может натолкнуть на грустные размышления, если не найти объяснения, но я, кажется, понимаю, откуда это взялось, и радости мне это не прибавляет. Нет никакого заговора, есть только сплошная бюрократия.




Все права на материалы, находящиеся на сайте ej.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на ej.ru обязательна.