В погонах

В погонах Студентов освободят от солдатчины

22 ЯНВАРЯ 2014 г. АЛЕКСАНДР ГОЛЬЦ

ИТАР-ТАСС

Выдвинутое президентом предложение о том, чтобы студенты проходили военную службу во время учебы в вузах, принято военными к решительному исполнению. На проходившей вчера коллегии Минобороны с докладом по по этому поводу выступил начальник Главного организационно-мобилизационного управления Генерального штаба Вооружённых сил РФ генерал-лейтенант Василий Тонкошкуров. Он сообщил: на базе существующих 72 военных кафедр предполагается создать центры подготовки мобилизационного резерва. В этих центрах офицеров будут готовить за 2,5 года, сержантов — за два года, рядовых запаса — за полтора. Всем предстоит пройти трёхмесячный сбор в учебных центрах Минобороны. Правда, военные до сих пор не определились, проводить ли сборы один раз летом либо разбить сборы на три этапа в течение всего учебного года.

Главное же, уже в этом году новой системой будут охвачены 53 тысячи студентов, а с первого сентября 2016-го решено перевести на такую форму обучения все вузы. «В перспективе каждый студент, годный к военной службе по состоянию здоровья, получит возможность исполнить воинскую обязанность в форме военной подготовки в вузе», — заключил генерал. Такая схема даст возможность всем студентам мужского пола «отслужить» в армии, надев военную форму всего лишь на три месяца. Фактическое освобождение от армии смогут получить все студенты. В таком случае призыв должен прекратиться сам собой. В условиях демографической катастрофы военному ведомству с гигантским трудом удается набирать около 300 тысяч срочников в год. При этом около 60 тысяч — выпускники вузов. Теперь и они получат вольную.

Надо сказать, что здесь интересы российского общества совпадают с интересами части военной бюрократии. С одной стороны, очевидно: призывная система в России не работает. Вопреки всем призывам российские юноши совершенно не горят желанием пополнить ряды Вооруженных сил. По данным Минобороны, около 200 тысяч человек успешно уклоняются от получения повестки из военкоматов. Сергей Шойгу, отдадим ему должное, первым из отечественных начальников решился признать реальное положение дел. «Вам не надо будет прятаться по болотам до 27 лет, чтобы получить полную отсрочку… Мы хотим, чтобы вы действительно восприняли это как хорошую возможность, для того чтобы не бегать никуда, а спокойно учиться», — обращаясь к российским студентам, глава военного ведомства не стал прибегать к ура-патриотической риторике, а обозначил реальную ситуацию.

Год назад Путин поставил перед ним в принципе невыполнимую задачу: укомплектовать Вооруженные силы до численности в один миллион. При нынешней демографической ситуации решить ее можно только с помощью бюрократических манипуляций. Например, если записать в армию всех студентов мужского пола (как некогда при Екатерине в гвардейские полки зачисляли дворянских младенцев). Именно это и предполагает инициатива Путина и Шойгу. На самом деле это означает, что численность Вооруженных сил будет реально составлять 500-600 тысяч военнослужащих. Остальное составит бумажное студенческое войско…

Предложение зачислять всех студентов, получивших военную подготовку, в мобилизационный резерв лишает сторонников сохранения в России призывной армии их главного аргумента. Опираясь на опыт войн конца XIX и всего XX века, они утверждают: безопасность государства можно обеспечить лишь с помощью готовности к массовой мобилизации, способности поставить под ружье миллионы человек в так называемый угрожаемый период. Вот для этого и необходимо располагать обученным мобилизационным резервом. Поэтому и надо сохранять призывную систему: в мирное время именно армия является школой подготовки мобилизационного резерва. А теперь его предполагается формировать не за счет тех, кто отслужил срочную службу, а за счет 80-100 тысяч выпускников вузов, которые будут ежегодно вливаться в состав мобилизационного резерва.

Однако последняя инициатива Путина и Шойгу ну никак не стыкуется с тем, что российские власти делали до сих пор. Чего стоит недавний закон, запрещающий тем, кто избежал службы в Вооруженных силах без законных на то оснований, занимать любые государственные должности. Ведь если вы собираетесь решительно либерализовать систему формирования Вооруженных сил, приближая ее к добровольческой, введение драконовских наказаний за уклонение от призыва теряет смысл. Мало того, совсем недавно Минобороны предложило дать выпускникам вузов выбор: или служить год срочной службы, или — два года по контракту. Какой, спрашивается, в этом смысл, если предполагается вовсе освободить студентов от службы?

Фото ИТАР-ТАСС/ Юрий Машков





Все права на материалы, находящиеся на сайте ej.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на ej.ru обязательна.