Вокруг России

Вокруг России Прямая речь

31 ЯНВАРЯ 2014 г.

Егор Чижов, политолог:

Майдан отказался выполнять условия амнистии. Собственно, эти условия изначально оппозицию не устраивали. С одной стороны, они трудновыполнимы, потому что люди, занимающие административные здания в разных частях Украины, не имеют какого-то единого руководства, и просто взять и заставить их отовсюду уйти достаточно сложно. Кроме того, предположим, что все уйдут, а потом какая-то группа, которая никому не подчиняется, захватит ещё какое-нибудь здание и окажется, что условия амнистии не выполнены. Поэтому, конечно, активистов это совершенно не устраивает.

С другой стороны, протестующие вообще подозревают, что это может быть обманным манёвром власти, и уходить ниоткуда не будут. В результате ситуация достаточно напряжённая. Хотя на Майдане всё спокойно, людей там не очень много, только постоянные участники из «службы самообороны». Сегодня в Киеве самый холодный день за всю зиму, кроме того, всем очевидно, что в ближайшие дни никаких насильственных действий в отношении протестующих быть не должно, пока ситуация не изменится. При этом закон об амнистии ещё не подписан президентом и не опубликован, соответственно он даже не вступил в силу. Кроме того, не подписаны президентом и принятые накануне законы об отмене пакета от 16 января и некоторые другие, которые пришли им на смену. Поэтому можно сказать, что президентские уступки ни во что реальное пока не вылились. Правительство работает в прежнем составе под руководством исполняющего обязанности премьера Сергея Арбузова, и никакие законы, принятые Радой на чрезвычайной сессии, на сегодняшний день не подписаны.

Называть Кличко, Яценюка и Тягнибока лидерами Майдана с самого начала было ошибочно. Потому что с первых дней их можно было считать разве что политическим крылом Майдана. Протестующие в массе своей никогда не считали их своими вождями и скорее терпели, понимая, что любые договорённости с властями возможны только с теми, кто хоть как-то инкорпорирован в эту среду и облечён полномочиями. Отчасти Майдан — третья сила в противостоянии Януковича и оппозиции, но он тоже не однороден. А лидеры оппозиции вынуждены на Майдан оглядываться. Они не могут согласиться на условия, которые не будут признаны протестующей улицей, потому что тогда они утратят всякий авторитет и ни на что не смогут повлиять. Это скорее представители Майдана, которые благодаря наличию в их распоряжении определённых рычагов влияния могут иногда брать на себя инициативу, но ненадолго.

На самом Майдане возникают новые лидеры, но пока ни один из них не набрал достаточно авторитета, чтобы его признали все. Одним из самых интересных кандидатов был Александр Данилюк, возглавляющий движение «Общее дело», но в последние дни он себя дискредитировал, так как проявил инициативу по захвату министерств. Это было как раз в самый разгар переговоров, не стало ни тактическим, ни стратегическим успехом и напугало даже определённые круги на Западе, потому что захвачено было, в том числе, Министерство топлива и энергетики. Есть и другие люди — например, обозначился лидер «Правого сектора» господин Дмитрий Ярош. Но за ним идёт достаточно узкий круг людей, потому что «Правый сектор» — вообще не сторонник евроинтеграции Украины. Члены этой организации в большинстве своём считают, что Украина не должна никуда входить и ни с кем интегрироваться. Идея евроинтеграция до сих пор обладает определённым весом, хотя сейчас она отступила на второй план, потому что нужно решить внутриполитические проблемы. Но большинстве киевлян, представителей среднего класса, рассчитывают на евроинтеграцию и считают, что эта тема неизбежно встанет на повестке дня после переформатирования власти.

В целом в протестах участвуют представители практически всех слоёв общества. Это и интеллигенция, и предприниматели, мелкие и даже средние, студенты и те, кого называют представителями «рабочего класса», и представители низкооплачиваемых категорий населения, например, пенсионеры. При этом никакого явного антагонизма внутри протестующих пока не просматривается. Единственное столкновение между отдельными группами произошло буквально вчера, когда часть самообороны Майдана попыталась убедить своих соратников по протестам покинуть Министерство аграрной политики. В конце концов, здание было освобождено, но произошёл какой-то конфликт, вроде бы даже с применением силы. Но это пока исключительный случай, на Майдане не любят об этом говорить, потому что пытаются при всех различиях сохранить единство перед лицом общего противника.

В регионах протестные группы значительно меньше по численности. Они состоят только из местных в отличие от Киева, где присутствуют люди со всей страны, не исключая и востока. Кроме того, в ряде регионов та или иная политическая сила является доминирующей. Например, во многих областях Западной Украины движущей силой захватов администраций часто были местные организации партии «Свобода». Тем более что она имеет большинство в облсоветах как минимум в трёх регионах, во Львовской, Ивано-Франковской и Тернопольской областях, и именно они в первую очередь и привели своих сторонников в администрацию, которая обычно располагается в одном здании с облсоветом.

После вчерашнего голосования в Раде перспективы снова стали непонятными. Позавчера вечером казалось, что Украина ушла от варианта силовой развязки и перешла к поиску компромисса, но вчерашнее голосование это всё перечеркнуло. Сейчас, видимо, опять будут формировать стихийные «партии войны» и «партии мира», и «партии мира» с обеих сторон попробуют всё-таки как-то договориться и вернуться к парламентскому процессу, тем более что Рада вновь соберётся 4 февраля и на повестке дня может опять встать вопрос об изменении Конституции. За него предполагалось голосовать вчера, но Партия регионов вновь собрала большинство, которое, казалось, навсегда потеряла.

Если это большинство не распадётся, то у власти будет искушение пытаться уже не идти на уступки, а убрать максимум людей с Майдана, оставшихся же разогнать или маргинализовать и терпеть, пока сами не разойдутся. По большому счёту, протестующим сейчас надо показать свою силу, чтобы повлиять на вновь сложившиеся вчера ситуативное большинство и чтобы власть снова начала с ними считаться. Но каким образом протестующие могут это сделать, пока непонятно, потому что уже испробованы самые разные варианты, вплоть до стычек с милицией и захвата зданий.

Ключевое событие, которое можно ожидать — открытие новой сессии Верховной Рады 4 февраля. Но вполне возможно, что за оставшиеся до этого дни что-то ещё произойдёт. Отметим, что Виктор Янукович сейчас в больнице и вчера приехал в Раду прямо из-под капельницы. Возможно, действительно болен. Но, с другой стороны, нахождение на больничном сейчас ему очень удобно, поскольку позволяет не предпринимать никаких действий и не реагировать на внешние раздражители, если они не слишком сильные.


Все права на материалы, находящиеся на сайте ej.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на ej.ru обязательна.