В экономике

В экономике Прямая речь

4 ФЕВРАЛЯ 2014 г.

Максим Блант:

Роль, которую играет Газпром в российской экономике, в докладе описана и проиллюстрирована весьма красноречиво. Разговоры о необходимости реформировать газовую отрасль, разрушить монополию, выделив газотранспортную систему в отдельную госструктуру, ведутся уже полтора десятилетия. Более того, это было одним из пунктов программы, написанной в 2000 году под руководством Германа Грефа к первому президентскому сроку Владимира Путина. К сожалению, это одно из тех предложений, которое выполнено не было и выполняться, пока Путин пребывает у власти, не будет.

В результате мы имеем гигантскую и чудовищно неэффективную госкомпанию, недоплачивающую в бюджет налогов на сотни миллиардов рублей под предлогом того, что ей нужно финансировать масштабную инвестпрограмму. Компанию, руководство которой, получая гигантские зарплаты и бонусы, допускает стратегические ошибки ценой в десятки миллиардов долларов. Зато это неэффективное (если не сказать некомпетентное) руководство всегда готово стать рычагом и проводником внешней политики Владимира Путина.

Что же до озвученных в докладе предложений, то демонополизация как внутреннего газового рынка, так и экспорта газа, обеспечение равного доступа к газотранспортным мощностям – это то, что давно необходимо было сделать и без чего всей российской экономике развиваться будет чрезвычайно затруднительно. Заморозка же газовых тарифов приемлема лишь как временная мера, которая может действовать лишь до тех пор, пока газ не будет продаваться внутри страны по рыночным ценам, которые будут формироваться в результате конкуренции значительного числа производителей.

Евгений Ясин, научный руководитель университета «Высшая школа экономики»:

Лучшие времена Газпрома, с точки зрения его положения в российской экономике, прошли. Он испытывает нарастающие трудности, потому что не может получать таких исключительных прав, которые были у него раньше, как то контроль над экспортом и газотранспортной системой, когда он сам выполнял соответствующие функции. Кроме этого, всё более сложной становится добыча газа, и появляется какая-никакая, но конкуренция. Для России принципиально важно, чтобы Газпром не был самым крупным источником поступления валюты, а его монополия по мере возможности и целесообразности была устранена. В этом смысле демонополизация этой отрасли была бы разумна, как и отделение транспорта, но надо сказать, что это не было целесообразно всегда. Я помню аргументы, которые приводились раньше, они строились на том, что большинство источников газа сконцентрировалось практически в оном месте, направляется газ в европейскую часть, а дальше к границе по одним и тем же газопроводам, и поэтому там возникают проблемы, разрешение которых тогда и было возложено на Газпром.

А сейчас, возможно, подошло время менять эту конфигурацию. Обычно такие вещи самопроизвольно не происходят, тем более что это — естественная монополия, которую государство пока что контролировало. Так что без его вмешательства определённо не обойтись. Но в целом ситуация Газпрома будет становиться всё сложнее, хотя его роль в создании экспортной мощи Российской Федерации, которая обеспечивает значительную часть ресурсов для поддержания уровня жизни и финансирования развития страны, остаётся, и от этого никуда не денешься. Последние годы он действует не очень эффективно, но это один из тех центров бизнеса, на которых висит вся страна. На нефти и на газе, а газ — это на 90% или около этого Газпром.


Все права на материалы, находящиеся на сайте ej.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на ej.ru обязательна.