В обществе

В обществе Прямая речь

10 ФЕВРАЛЯ 2014 г.

Лев Рубинштейн, поэт, публицист:

Это не отдельный порыв, он вполне вписывается в рамки поступательного наступления мракобесия на нашу частную жизнь. В этих рамках это вполне логичное решение, и на нём они не остановятся, потому что им всё время нужно выдумывать что-то новое и ставить такого рода задачи по дальнейшей фундаментализации нашей жизни. Эти люди невежественны, они совершенно не знают разницы между понятиями «голый» и «обнажённый», им кажется, что такого рода решения будут подростков от чего-то оберегать. Я помню себя в детском возрасте, когда мы без всяких музеев и всяких обнажённых натур за сараями выясняли, у кого что есть. И я не думаю, что это было лучше, чем если бы мы смотрели Ренуара или статую Давида. Сомневаюсь в том, что будут реально не пускать детей, потому что это очевидный идиотизм, и его всегда можно будет обходить, хотя несколько, конечно, это жизнь затруднит. Дело даже не в том, какой именно закон введут, а в том, что вся совокупность этих нелепых решений производит такую нездоровую, агрессивную и туповатую эманацию, а идиоты, которые захотят воспользоваться таким законом, конечно, всегда могут найтись. В моём детстве Пушкинский музей вообще был закрыт, открыли его где-то в середине 50-х годов, и для многих это было большим событием.

Анатолий Голубовский, искусствовед, журналист:

Закон «о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» вводит эту самую маркировку не как запретительную меру, а как информационную. Я не то, чтобы хочу его как-то поддержать, мне кажется, что это очень неправильная история, но, тем не менее, факт в том, что люди, которые транслируют и производят контент по телевизору или по радио, или занимаются рекламой, не вполне правильно понимают ту извращённую логику, которая лежит в его основе. Раньше была маркировка «дети до 16 на фильм не допускаются», и это означало, что детей просто не пускали в зал. Здесь же, когда в телевизоре появляется надпись 12+, 16+ — это просто некоторый индикатор того, что в этой программе или фильме есть что-то, что может каким-то образом пагубно сказаться на состоянии ребёнка. Это информация для родителей, которые затем могут на свой страх и риск оставить ребёнка перед телевизором. Запретительного элемента тут нет.

Помню, когда этот закон был только принят, я увидел на улице рекламу программы московского правительства «всей семьёй в кино». А тогда все очень боялись из-за этих маркировок и прочего. И на рекламе были изображены отец, мать и ребёнок, очевидно, маленький, до десяти лет, которого они держали за руки. При этом на картинке стояла маркировка 16+. Такой маразм откровенный. Понятно, что Роскомнадзор, когда было принято это положение, должен был отслеживать, чтобы не было контента в медиа, связанного с наркотиками, порнухой и прочими ужасными вещами. И вдруг возникает история с музеями. А с самого начала в законе была оговорка, что это всё не распространяется на произведения искусства и памятники культуры, имеющие художественную ценность. И сейчас можно, конечно, развесить эти маркировки. Они, конечно, никоим образом не ограничат присутствие в музеях детей. Но если это случится — а я практически, на 85% уверен, что ничего не будет — это будет выглядеть странно, смешно и даже чудовищно. Потому что когда речь шла о телевизионном и кино-контенте, эксперты, которые этому способствовали, ссылались на мировую практику маркировки американских и европейских фильмов и телепередач. И, конечно же, без всякого сомнения, ни при каких условиях нигде в мире в крупных музеях никаких маркировок нет и быть не может. Например, в музее Орсэ висит известная картина Курбе «Начало мира», изображающая женский половой орган. Долгое время она была скрыта от глаз людских, а примерно в начале 70-х её повесили, и ничего страшного не происходит. Ходят дети, мусульмане, никто не чувствует себя оскорблённым, жизнь продолжается, и никакой маркировки на этом нет, хотя это явно 18+. Так что, я думаю, это такая истерическая суматоха, которая ни к чему не приведёт в силу своей абсурдности, а если и приведёт, то это будет курам на смех. И родители будут относиться к этому так же, как и раньше. Неприятие это может вызвать только у тех из них, кто и так никогда в жизни в музей не ходил и не водил туда детей. В любом обществе, конечно, есть какое-то количество психопатов.


Все права на материалы, находящиеся на сайте ej.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на ej.ru обязательна.