В обществе

В обществе Мудрость «великого инквизитора»

12 ФЕВРАЛЯ 2014 г. ВИКТОР ХРУЛЬ

Нажмите на картинку, для того, чтобы закрыть ее




Год назад, 11 февраля 2013 года, неожиданное решение папы Римского Бенедикта XVI уйти в отставку удивило мир и привело Католическую церковь в состояние некоторой растерянности, поскольку последний прецедент подобного рода случился в истории шесть веков тому назад.

Некоторые эксперты тогда назвали этот шаг «бегством от власти» и признанием беспомощности перед лицом кризисов внутри Католической церкви. Джакомо Галеацци и Андреа Торниелли, обозреватели портала Vatican Insider, напомнили перечень упреков, которые в феврале прошлого года звучали в адрес Бенедикта XVI: неспособность управлять Церковью и реформировать ее, противостоять «лобби» кардиналов, сохранять конфиденциальность информации (особенно в контексте скандала VatiLeaks, когда личный камердинер понтифика передавал информацию журналистам).

«Двенадцать месяцев спустя жест папы видится как проявление его величия и смирения», — отмечают Галеацци и Торниели. Они подчеркивают, что прошедшие за год перемены в Церкви, реорганизация подразделений Римской курии, стремление поставить ее на службу поместным церквам, пересмотр принципов деятельности и кадровые изменения в Иституте религиозных дел (более известном как Банк Ватикана) вновь вернули католикам энтузиазм, поскольку они видят стремление папы Франциска «отказаться от логики власти».

Эксперты сходятся в том, что плоды отставки Бенедикта XVI для Католической церкви были доброкачественными: его преемник решительно и последовательно проводит реформы, образ Католической церкви в публичном пространстве улучшился, доверие к ней — согласно данным репрезентативных социологических опросов в разных странах — значительно возросло, а популярность нового преемника святого Петра вернулась к рекордным отметкам времен Иоанна Павла II (на блог Франциска в сервисе Twitter подписалось более 11 миллионов пользователей).

Вплоть до момента избрания кардинала Йозефа Ратцингера на папский престол в 2005 году его можно было запросто встретить рядом с площадью Святого Петра, когда он в скромной черной сутане шел пешком из дома неподалеку на службу в Конгрегацию вероучения. Между тем, внешний облик улыбчивого и скромного человека, большого ценителя фортепьянной игры и любителя кошек резко контрастирует с образом жесткого и непримиримого «великого инквизитора», «кардинала-танка» (panzer kardilnal), который неустанно создавали СМИ во время, когда кардинал Ратцингер руководил влиятельной Конгрегацией вероучения — наследницей инквизиции. Образ постепенно развеивался с каждой новой миротворческой инициативой Бенедикта XVI после избрания на Апостольский престол — шагами примирения с отлученными от Католической церкви традиционалистами, созданием структур для обратившихся в католичество англикан, искренними извинениями человека, сокрушенного новостями о педофильских скандалах в среде священнослужителей, методами интеллигентной «мягкой силы» в решении различных проблем.

Время Бенедикта XVI было временем невиданной для Ватикана транспарентности в периоды очевидно кризисных ситуаций, о которых раньше можно было узнать только в приватных беседах с инсайдерами: реформа финансовой системы, открытое расследование и судебный процесс над бывшим камердинером Паоло Габриэле. Говоря о диалоге — с другими людьми, общинами, Церквами, государствами — Бенедикт XVI с самого начала своего понтификата подчеркивал, что этот диалог должен вестись «в любви и истине». Курс на транспарентность полностью поддержан папой Франциском — это видно по продолжению обновления Банка Ватикана, в котором приняты беспрецедентные меры по профилактике «отмывания денег».

Российский вектор понтификата Бенедикта XVI — не столь ярко выраженный в публичной сфере, как у его предшественника — оказался конструктивным и эффективным: уровень дипломатических отношений Святого престола и Российской Федерации в декабре 2009 года был повышен с представительств до полноценных посольств, православно-католические отношения в России также — по свидетельству патриарха Кирилла — улучшились.

Богословское наследие понтификата Бенедикта XVI заключено в трех глубоких и убедительных энцикликах: Deus caritas est («Бог есть любовь», 2005), Spe salvi («Спасенные надеждой», 2007), Caritas in Veritate («Милосердие в истине», 2009), которые переведены на многие языки мира. Четвертая энциклика Lumen Fidei («Свет веры»), в создании которой значительную роль сыграл «Моцарт богословия» (так часто называют потнифика-немца), была подписана уже папой Франциском 29 июня 2013 года и опубликована 5 июля 2013 года. Все эти тексты можно прочитать по-русски.

Вместе с тем Бенедикт XVI не был популярен в СМИ и не имел большого публичного успеха. По свидетельству самих журналистов, в этом отношении харизма гораздо более заметна как у его предшественника Иоанна Павла II, так и у его преемника Франциска. Бенедикт XVI ни разу не стал «персоной года», чего Франциск удостоился в первый же год своего понтификата (в частности, по версии журнала Тime).

Несмотря на это, напоминают эксперты, семь лет, десять месяцев и девять дней понтификата Бенедикта XVI были временем честной и бескомпромиссной защиты католического учения, причем независимо от того, как это будет воспринято в либеральной публичной сфере — от крайне непопулярного высказывания о том, что презервативы морально неприемлемы как средство борьбы с распространением СПИДа, до вызвавшей созвучный общественный резонанс «нулевой толерантности» к сексуальным злоупотреблениям духовенства и радикального требования сообщать о таких преступлениях органам гражданской власти. Как раз эти векторы понтификата Бенедикта XVI развивает его преемник на папском престоле Франциск.

Встречи нынешнего и прошлого пап (Франциск, так и не перебравшись в Апостольский дворец, живет в доме святой Марты, который часто называют «ватиканской гостиницей», а Бенедикт XVI — в небольшом домике в ватиканских садах) всегда вызывают огромный интерес у журналистов. Однако их сердечная атмосфера не дает шансов обнаружить хоть малейший намек на отсутствие преемства в руководстве Католической церкви и подчеркивает мудрость честного и мужественного решения, которое принял ровно год назад Бенедикт XVI.

Фотография ИТАР-ТАСС


Все права на материалы, находящиеся на сайте ej.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на ej.ru обязательна.