В обществе

В обществе Россия осталась в 15-й десятке по уровню свободы прессы

13 ФЕВРАЛЯ 2014 г. АЛЕКСЕЙ СИМОНОВ



Международная правозащитная организация «Репортеры без границ» представила ежегодный рейтинг свободы прессы. Россия, как и в прошлом году, заняла 148 место из 180 стран, принимавших участие в исследовании. На первом месте рейтинга Финляндия, на последнем — Эритрея. В 2012 году Россия находилась в рейтинге на шесть позиций выше. Снижение рейтинга «Репортеры без границ» связали с возвращением Владимира Путина на пост президента РФ.

Это наша традиционная 15 десятка. В прошлом году мы занимали точно такое же положение, и всегда примерно находимся в одной и той же области. По-моему, «Репортеры без границ» на самом деле оценивают не только степень свободы слова в средствах массовой информации как таковое, но и общий климат, который создаётся вокруг этой самой свободы. Стоит посмотреть, как лениво и недружно СМИ реагируют на то, что происходит с «Дождём», хотя всем очевидно, что это абсолютно политическая воля, выраженная недвусмысленно и закулисно. Так чему удивляться?

Хорошей наша ситуация не была никогда, я всё-таки слежу за ней довольно пристально уже лет 20, и могу сказать, что на уровне законов положение становится всё хуже и хуже. Иногда вдруг что-то ломается в машине угнетения средств массовой информации, и на какой-то промежуток времени положение вдруг улучшается. Например, внезапно отменили в Уголовном кодексе статью «о клевете» и перевели её в Гражданский. Но потом быстро починили, вернули клевету на её уголовное место, да ещё и добавили штрафы. Вообще большая часть законов, связанных с обществом, прямо или косвенно действует на средства массовой информации. Сейчас, к сожалению, у меня только два печальных и крайне мне неприятных прогноза. Следом за «Дождём» возникнут проблемы — собственно, они уже возникают — у «Эха Москвы», а потом у «Новой газеты». Вот, собственно говоря, и всё. Это при том, что «Эхо» уже не стопроцентно следует своим собственным принципам, которые оно в своё время провозглашало, но, тем не менее, всё-таки у «Эха» есть какая-то степень свободы.

Поэтому мы и занимаем такие места. При том, что у нас нет такого серьёзного криминала, просто нет причины стремиться к лучшему результату. Суд по «делу Анны Политковской» демонстрирует степень беспомощности нашего правосудия даже в тех случаях, когда оно пытается отстаивать интересы журналистики или отдельных журналистов. К сожалению, на сегодняшний день это именно так. Эти люди кожей чувствуют степень невостребованности свободы слова в стране и, соответственно, позволяют себе вести себя на суде, где проходят по подозрению в убийстве, откровенно хамски, срывая судебные заседания.

Это часть общей атмосферы в государстве. Может, что-то изменится? Наверное, да, но пока что я не вижу для этого серьёзных причин. 

Автор - писатель, правозащитник, президент Фонда защиты гласности.


Иллюстрация Михаила Златковского / zlatkovsky.ru



Все права на материалы, находящиеся на сайте ej.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на ej.ru обязательна.