В обществе

В обществе Церковь и культура в эпоху Сочинской олимпиады

21 ФЕВРАЛЯ 2014 г. БОРИС КОЛЫМАГИН

ИТАР-ТАСС

Победители сочинской Олимпиады в парном катании, россияне Татьяна Волосожар и Максим Траньков, выступили под музыку из рок-оперы «Иисус Христос – Суперзвезда» и изобразили распятие. И заметьте, никто из «православной общественности» не закричал. Это вам не на богомоловский спектакль МХТ наезжать: защитники в самом верху найдутся.

Что, в данном случае, и хорошо. Культура не может существовать без метафизических поисков. К тому же все время оглядываться на реакцию фриков не очень полезно ни культуре, ни религии.

Жаль, что таких защитников не нашлось во время принятия закона «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения», практически закрывшего возможность существования музеефицированных храмов-памятников и музеев-монастырей. Хотя, с другой стороны, непрофильным музеям и светским организациям в церквях действительно не место. И хорошо, что киностудия «Союзмультфильм» летом переедет в новое здание в Москве. Так, по крайней мере, заявил министр культуры Владимир Мединский. Пока мультипликаторы находятся в бывшем храме святителя Николая в Новой Слободе, и разговоры об их переезде идут не первое десятилетие. 

В прошлом году Росимущество получило 203 заявления на передачу, из них 187 от РПЦ МП. Не все заявления автоматически удовлетворялись: на 21 из них был дан отказ.

Сейчас одна из болевых точек религиозно-музейного дискурса — спор вокруг здания, которое занимает петербургский музей Арктики и Антарктики. Единоверческая община Русской православной церкви претендует на бывшую Никольскую церковь. Но чтобы ее освободить, музею нужно предоставить новое помещение. И на его строительство, как утверждает пресс-служба Росимущества, потребуется четыре года.

Недавно в федеральный закон «О передаче…» Минэкономразвития подготовил поправки. Согласно им, религиозные организации смогут использовать объекты религиозного назначения, расположенные в особо охраняемых зонах. Речь, собственно говоря, идет об участии РПЦ МП в дележе экскурсионного и бюджетного пирога. К примеру, в границах природного заповедника в Карелии на Лычном озере находится старинный деревянный храм Петра и Павла. Его недавно отреставрировали, турбизнес организовал автобусные туры из Петрозаводска. После принятия поправок в храме на законных основаниях будут совершаться службы, приниматься пожертвования.

Церковь мало волнует судьба десятков деревянных храмов, находящихся в похожих глухих уголках Карелии. Скажем, храм 1602 года свт. Николая на Муезере недалеко от Кеми епархией РПЦ оставлен без внимания. А вот там, где можно получить бюджетное финансирование, сразу возникает стремление топ-менеджеров использовать святыню по назначению. Ничего, конечно, существенного в сложившуюся конфигурацию музейно-церковных отношений новые законодательные инициативы не добавят.

Ничего не добавит к ним и отмена выставки «Тайна тела. Вселенная внутри» в Краснодаре, до этого побывавшей в Москве и Нижнем Новгороде. Все знакомо и неинтересно: после выступления православных активистов, направивших письмо в Роскомнадзор, краснодарский торгово-развлекательный центр «Красная Поляна» решил не заключать договор о ее проведении. Хотя, с другой стороны, в таком решении есть свой резон: использование человеческих тел в качестве музейных экспонатов может принести неподготовленному человеку травму. И уж ребенка точно не стоит водить на подобное зрелище.

Православные активисты считают, что такие выставки нельзя проводить в принципе: есть разница между музеем анатомии и шоу. И тела следует не демонстрировать для массового зрителя, а по-христиански похоронить в земле. Имеют они право на такую точку зрения? Имеют. Имеет право торгово-развлекательный центр «Красная Поляна» с ними не соглашаться? Имеет. Но он предпочел ретироваться. Похожие выставки, к слову, вызывают споры не только в России, но и в Европе. И протесты со стороны верующих вполне понятны. Другое дело, что они не должны проходить в формате «держать и не пущать». А вот призывы к бойкоту — это нормально.

Однако Сочинская олимпиада показывает, что религиозные мотивы вполне вписываются в массовое зрелище. Да, не о таком взаимодействии религии и культуры в самом широком ее аспекте мечтали русские мыслители. Когда мы глядим на факелоносцев, на пламя, взметнувшееся вверх около спортивных сооружений, то вспоминаем языческую Грецию, а не христианскую Византию. Но что делать? Современное христианство пытается «прицерковить» хоть что-то. И как следствие этого прицерковления, разного рода жесты и слова. Выходит, например, спортсмен на стартовую дорожку и демонстративно крестится. Снимается Плющенко с состязания и поясняет: «Господь сказал, что пора заканчивать карьеру».   

А если вернуться к разговору об оскорблении «чувств верующих» на Олимпиаде, то лично для меня таковым стало не катание фигуристов, а исполнение слегка подретушированного гимна Советского Союза хором Сретенского монастыря. Будто позабыли начисто товарищи из хора нашу славную историю. Одно утешает, что монахов в сем хоре нет.

 

Фото ИТАР-ТАСС/ Артем Коротаев



 


Все права на материалы, находящиеся на сайте ej.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на ej.ru обязательна.