Вокруг России

Вокруг России Прямая речь

20 ФЕВРАЛЯ 2014 г.

Владимир Фесенко, директор Центра политических исследований "Пента":

Понятно, что оценить народную поддержку Партии регионов в данный момент нельзя, сейчас не время для проведения экспресс-опросов общественного мнения. Важна сама ситуация во власти, внутри власти. Похоже, что вертикаль, которую выстроил Янукович, начинает давать трещину. Конкретные подтверждения этому — целый ряд депутатов Партии регионов, от десятка до полутора десятков, заявили о своём выходе из состава этой парламентской фракции. Самое символическое и показательное заявление сделал глава киевской горадминитрации Владимир Макеенко, который недавно был назначен на эту должность. Он — народный депутат, не сложивший ещё своих полномочий, возглавлял регламентный комитет Верховной рады, и буквально несколько часов назад он сделал заявление, что выходит из Партии регионов, призывает к миру, к прекращению насилия в Киеве и, фактически, заявил о своём отмежевании от силовых действий власти. В Партии регионов, судя по всему, обозначился раскол. Уже прошла инициатива сегодня собраться и принять конкретное решение. Этот фактор Верховной рады достаточно важен. Она не может самостоятельно вывести Украину из кризиса, но конкретные политические решения, в частности, возможно, возвращение к Конституции 2004 года могли бы сыграть значимые воздействие на общественные настроения, в том числе среди власти и в Партии регионов.

Второй значимый фактор, возможно, самый важный — это встреча Януковича с министрами Евросоюза. По последней информации Янукович прервал её для звонка Путину. Скорее всего, сейчас идут трёхсторонние консультации и происходит поиск компромисса в геополитической сфере. Януковича убеждают отказаться от силовых действий и применения насилия.

Главная опасность и главный фактор нестабильности сейчас — не Майдан, не так называемый Правый сектор, который уже сказал, при каких условиях он готов превратить боевые действия: ограничение власти Януковича и прекращение огня с его стороны. Сейчас главная опасность — силовики, их руководство и «Беркут». Потому что эти люди в случае, даже не поражения, а хотя бы компромисса рискуют, во-первых, потерять карьеру, во-вторых — предстать перед судом. Сегодня большая часть погибших — это люди, убитые пулями снайперов «Беркута» и Внутренних войск. Есть и фото, и видео, которые это подтверждают. Даже представители Евросоюза уже заявили, что силовики, похоже, вышли из-под контроля президента.

Вот три вопроса. Первый: удастся ли парламенту собрать кворум и принять политические решения, которые окажут символическое воздействие на настроение людей и власти, в результате чего может появиться новое парламентское большинство, будет запущен механизм создания нового правительства и изменится сама система? Второй: удастся ли дожать Януковича до компромисса? И третий: силовики. Есть ещё четвёртый фактор — это Россия. Потому что устами Медведева Россия сегодня публично призвала Януковича не сдаваться и «навести порядок». А это, фактически, является призывом к продолжению гражданской войны, будем говорить откровенно. Сейчас в Киеве происходит не антитеррористическая операция, не подавления экстремистов — это гражданская война. И масштабное использование силовиков уже спровоцировало всплеск конфликта, потому что после этого началось восстание в Западной Украине. А дальнейшее применение оружия против Майдана будет означать большое число новых жертв и волну насилия с обеих сторон.

При этом, конечно, здесь нет обвинений против России в целом. На Майдане, разумеется, тоже есть радикалы, которых трудно контролировать и которые пытаются постоянно переходить к боевым действиям. Но очень важно понимать, что это — не борьба с экстремистами. Речь идёт о серьёзном, глубоком, внутреннем конфликте, самом глубоком за всю историю Украины. Это угроза и государственности, и самому устройству страны, велик риск того, что и власть, и оппозиция просто потеряют контроль над ситуацией, и она будет развиваться стихийно по насильственному сценарию. Это очень опасная тенденция, которую важно не допустить. Пока ещё шансы есть, может быть, удастся договориться с силовиками, чтобы они просто ушли из Киева, что тоже могло бы помочь хотя бы избежать жертв. Пусть они возвращаются на места базирования, а политики ищут компромисс и договариваются, как им выйти из кризиса.

Вплоть до последнего момента армия в конфликте не участвовала. В принципе, все понимали, что это очень рискованно: часть воинских подразделений базируется в Западной Украине, причём часть очень большая. А это не Россия, и не СССР, когда военные перемещались из одного региона в другой и не приживались на одном месте. Украина — страна большая, но компактная, большинство военных годами живёт на одном и том же месте и становится частью этого социума. Они проникаются его настроениями, интересами. Сейчас это видно на примере милиции в западной Украине, где представители Майдана легко взяли власть в свои руки, и милиция в большинстве случаев практически не оказывала сопротивления, а иногда просто переходила на сторону протестующих. В Киеве другое, но часть милиционеров тоже не лезет на рожон. А вот «Беркуту» уже терять нечего, и там идёт сильная взаимная агрессия «Беркута» и Майдана.

Вчера появились первые тревожные симптомы в армии — поменяли начальника генштаба, который по закону является у нас ещё и непосредственным командующим Вооружённых сил. Верховный командующий — президент. Новым главой стал бывший начальник военно-морских сил Ильин — человек, близкий к русско-украинскому олигарху Новинскому. И ряд депутатов, в частности, Анатолий Гриценко, говорят, что этот человек выполнит любой приказ. Вроде бы уже было дано распоряжение, чтобы в Киев, или под Киев, была передислоцирована Днепропетровская военно-мобильная дивизия, десантники. Но уже сегодня поступило сообщение, что по пути следования у них произошла авария, непонятно, приостановлено движение или нет. В ряде городов блокируют движение не только военных, но и курсантов, например, в Харькове попытались помешать передислокации курсантов в Киев. Так что армию пытаются втянуть в конфликт. Но на чьей стороне она выступит — большой вопрос. Тут есть риск, что если с одной стороны начнут использовать армейские подразделения, то начнут и с другой, и это будет действительно полномасштабная гражданская война. Не стихийные уличные конфликты, как сейчас, а с применением полноценного оружия. Это большая опасность, которую, я надеюсь, удастся избежать, но риски, конечно, существуют.


Все права на материалы, находящиеся на сайте ej.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на ej.ru обязательна.