Вокруг России

Вокруг России Прямая речь

27 ФЕВРАЛЯ 2014 г.

Фёдор Лукьянов, журналист, политолог:

Пока что говорить об отсоединении Крыма не стоит. Ощущение такое, что происходящее там — это некое предупреждение: если революционеры в Киеве полезут туда, попытаются распространить новую власть и идеологию на полуостров, то там есть те, кто может им противостоять, и Россия не будет безучастна. И пока это всё. История с референдумом не очень понятная, потому что если сохранять ситуацию в законном поле, то итоги референдума должна утвердить Верховная рада Украины, а она в нынешнем виде, да и вообще ни в каком, этого, безусловно, не сделает. И возникнет уже совсем иная ситуация, когда Россия может апеллировать к воле народа, а власть и поддерживающий ее Запад будут говорить о незаконности самого голосования. Но на сегодняшний день, пока что, эта проблема отложена. Если до референдума не появятся никакие импульсы со стороны самих властей в Киеве, никто не будет пытаться изменить статус Крыма силой.

Но всё очень зыбко, потому что правовая составляющая тут вообще перевернута. Все решения, которые принимаются в Киеве, не вполне соответствуют процедуре и могут быть поставлены под вопрос. Завтра обещана пресс-конференция Януковича, который внезапно возник из небытия и, видимо, будет настаивать на том, что он — законный президент. Из этого возникает ситуация двоевластия, которая всегда ведёт к каким-то опасным поворотам. В целом прогнозы пока строить сложно, всё очень напряжённо.

В самом Крыму есть свои силы и свои настроения, которые могут проявляться. В Москве, конечно же, есть контакты с представителями Крыма и также принимаются какие-то решения. Но насколько это всё жёстко контролируемо, придерживается какой-то одной единой схемы, непонятно. Наверняка в самой Москве есть разные сценарии, которые обсуждаются. Понятное дело, что окончательное решение будет одобрено одним конкретным человеком, но, если отвлечься от риторики, он — довольно осторожный политик и непродуманных шагов не совершает, а если и совершает — то, во-первых, после размышления, а во-вторых — только реагируя на действия другой стороны. Пока идёт комбинация разных импульсов, которые ещё не собрались в единую равнодействующую силу.

Назначение Яценюка в этом контексте ничего не означает просто потому, что сейчас премьер-министром может стать кто угодно. В такой ситуации правительство вообще одноразовое, его создают и бросают на амбразуру. Яценюк сам сказал, что это — правительство самоубийц, меры предстоит принимать чудовищно непопулярные, и его политический ресурс краткосрочен. Хотя недавно он был одним из лидеров довольно радикальных сил, сейчас, на фоне «Правого сектора» он, как и прочие соратники Тимошенко, выглядит более сдержано и умеренно. Главное, они — «мост» к остальной элите, потому что радикалы старую элиту отвергают целиком. Единственный плюс — для внешних сил, для кредиторов и потенциальных доноров важно иметь человека с репутацией более-менее вменяемого, с некоторым опытом управления. В этом смысле Яценюк из всех претендентов, наверное, наиболее подходящий.


Георгий Чижов, политолог:

В общем, с одной стороны — решения о референдуме следовало бы ожидать. Но с другой стороны — это и дальше расшатывает и без того неоднозначную легальную основу происходящих событий. Потому что референдум Конституцией не предусмотрен, и власти в Киеве постараются сделать всё возможное, чтобы его не допустить. Можно проводить некоторые аналогии с Чечнёй, хотя Крым — это, конечно, не Чечня, другой менталитет, другая политическая культура, но последствия могут быть не слабее. В целом Киев ещё не готов держать удар и не понимает, что можно противопоставить происходящему. Вопросов больше, чем ответов.

Независимый Крым — это звучит красиво и романтично, но представить себе это в нынешних реалиях очень сложно. В лучшем случае он может стать ещё одной непризнанной республикой на пространстве бывшего Союза, причём республикой, политически полностью зависящей от внешних вливаний, как, собственно, происходит и с другими республиками. В составе Украины Крым никогда не был недотационным, самодостаточным регионом, из центрального бюджета он берёт довольно много.

В 91 году 55% крымчан высказалось за независимость Украины на референдуме, и это был самый низкий результат среди всех областей, но всё-таки больше половины было «за». Через два с половиной года, когда в Крыму выиграл блок «Россия» во главе с Юрием Мешковым, который стал президентом. Тогда больше половины крымчан действительно было за вступление в Россию. Потом, по данным социологических опросов, большинство в Россию всё-таки не рвалось. Сейчас сказать очень сложно, ситуация подвижная и неизвестно, насколько крымчане напуганы событиями, происходящими в Киеве и на западе страны. Не исключено, что при умелом манипулировании средствами массовой информации можно добиться от Крыма голосования как за независимость, так и за вхождение в состав России — но вопрос, что дальше с этим делать?

Что касается федеральных отношений, то такое решение тоже повиснет в воздухе, потому что Украина — унитарное государство, и хоть Крым и имеет статус автономной республики в составе Украины, на сегодня это довольно странное положение. Вообще в мире, наверное, нет унитарных государств с автономными частями. Рассчитывать, что большинство крымчан выскажется за сохранение статуса-кво, достаточно трудно. Тем более что разогреваются вполне определённые настроения, и борцам за единство Украины и строительство национального государства достаточно сложно сейчас вести в Крыму свою агитацию, их просто не очень склонны слушать, а большого временного ресурса у них нет, да и вообще почти что никакого нет. Так что если референдум всё-таки состоится, то его результаты станут серьёзной проблемой, с которой, с одной стороны, нужно будет считаться, но которая при этом будет очень неудобна. У нас уже есть такие своеобразные результаты, например, когда в том же 91 году большинство населения СССР проголосовало за сохранение Союза в странной формулировке, а он развалился через несколько месяцев — кстати, после референдума о независимости Украины, который был поддержан во всех областях. В общем, это довольно опасная игра, и, скорее всего, она, так или иначе, прямо инсценируется или как минимум поддерживается Россией, которая при этом не до конца просчитала, что собирается делать дальше.

У нового премьер-министра нет никакой популярности Яценюка в восточной Украине. У него и в других регионах популярность весьма ограничена. Некую поддержку ему оказывал тот факт, что он возглавлял «Батькивщину», но после выхода на свободу Юлии Тимошенко он потерял и этот ресурс. Так что слушать его там не будут, хотя Яценюк работал в своё время в Крыму, был министром экономики, но ближе к крымчанам от этого не стал. Скорее, стоит говорить о такой фигуре, как Сергей Куницын, когда-то возглавлявший Крымское правительство, но и про него нельзя быть уверенным, что он будет достаточно убедителен.

В целом в ближайшее время ситуация будет развиваться в том же русле. Киевская власть попытается не допустить проведение референдума, скорее всего, он всё-таки пройдёт, вопрос в том, какой процент населения примет в нём участие и какие решения будут сформулированы. Минус референдума ещё в том, что во многом решения принимают не его участники, а те, кто формулируют вопрос и варианты ответа.


Все права на материалы, находящиеся на сайте ej.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на ej.ru обязательна.