Вокруг России

Вокруг России Прямая речь

6 МАРТА 2014 г.

Андерс Фог Расмуссен, генеральный секретарь НАТО:

Ситуация в Украине серьезно сказывается на безопасности и стабильности евроатлантического региона. Россия продолжает нарушать суверенитет и территориальную целостность Украины, а также свои собственные международные обязательства. В этой связи НАТО приняла сегодня решение пойти на ряд незамедлительных шагов.

Мы приостановили планирование нашей первой совместной миссии Россия–НАТО по сопровождению силами ВМС корабля ВМС США «Кэйп Рэй», на котором будет проводиться нейтрализация химического оружия Сирии. Позвольте подчеркнуть, что это не затронет уничтожение химического оружия, но Россия не будет участвовать в сопровождении корабля ВМС США. Мы также решили пока не проводить с Россией заседаний на уровне секретариатов, гражданских и военных.

Мы решили пересмотреть весь диапазон сотрудничества Россия–НАТО. Министры иностранных дел стран НАТО примут решения по данному вопросу в начале апреля. Эти шаги дают четкий сигнал: действия России влекут за собой последствия.

В то же время мы хотим оставить открытой дверь для политического диалога. Поэтому мы готовы продолжать проводить заседания с участием послов Совета Россия–НАТО. Мой долг председателя Совета Россия–НАТО – обеспечивать соблюдение принципов, на которых зиждутся наши отношения.

Сейчас речь идет именно об этих принципах. О нашем совместном обязательстве добросовестно выполнять свои обязательства в соответствии с международным правом. О нашем обязательстве воздерживаться от угрозы применения и от применения силы против друг друга и против любого другого государства. В этой связи я попросил посла России довести до Москвы твердый сигнал НАТО.

Одновременно с этим мы решили интенсифицировать свое партнерство с Украиной и укрепить наше сотрудничество, направленное на поддержку демократических реформ. Мы активизируем свое взаимодействие с гражданским и военным руководством Украины.

Мы укрепим свои усилия по развитию потенциала вооруженных сил Украины, в том числе посредством большей совместной учебной подготовки и учений. И мы будем делать больше для того, чтобы подключать Украину к нашим многонациональным проектам по созданию сил и средств. Это дополнит международные усилия, направленные на оказание поддержки народу Украины в тот момент, когда он определяет свое будущее.

Сергей Цыпляев, президент фонда «Республика»:

Реакция Москвы на заявления крымских властей, естественно, будет положительной, поскольку весь этот план был задуман здесь, и теперь реализуется шаг за шагом. Идея, собственно, и заключается в расчленении Украины и присоединении как минимум Крыма, а как максимум — всего Юго-Востока. Сейчас уже видны отдельные части этого плана и то, как они последовательно исполняются. Вряд ли можно ожидать, что Крым действительно проявил такую вольность без согласования с московским руководством.

Что касается дальнейшего, то мы вступаем в совершенно новую реальность, полную неопределённости. Уже можно понять, что мы разрушили собственные внешнеполитические позиции, которые всегда основывались на абсолютизации идеи суверенитета и выступлении за обязательные международные санкции любого вмешательства. Именно на этом мы всегда стояли, но продолжать это дальше теперь невозможно. Более общая и тяжёлая проблема — серьёзный удар по режиму нераспространения ядерного оружия. Будапештский меморандум — гарантии, выданные Вашингтоном, Москвой и Лондоном сохранять территориальную целостность Украины и её суверенитет в обмен на сдачу третьего по размеру ядерного арсенала. Теперь же ни одна держава, которая задумается о вопросе, заводить ли ядерное оружие или положиться на гарантии «ядерного клуба», не может быть уверена, что такие гарантии чего-то стоят. «Ястребы» во всех странах смогут говорить, что, конечно, нужен собственный ядерный арсенал, потому что ничто иное гарантировать безопасность не может. Кроме этого, естественно, теперь будут очень тяжело произноситься слова про «братский украинский народ», и понятно, что это решение в мире признано не будет. Мы получим кусок официально непризнанной территории и границы со всеми вытекающими последствиями. Это будет похоже на то, как Соединённые Штаты Америки в своё время не признавали вхождение прибалтийских республик в СССР.

Экономически, Крым — это тяжёлая вещь, его Украине и передали потому, что никто не хотел его брать. Были проблема воды, электричества, и вообще это сложно осваиваемый регион, если забыть о «всесоюзных здравницах», располагавшихся на побережье. Сейчас это — дотационный полуостров, а мы в ответе за тех, кого приручили, так что туда придётся немало вкладывать. При этом мы должны быть готовы к тому, что внешний режим будет шаг за шагом ужесточаться в плане политических и экономических санкций в наш адрес, и это будет серьёзной нагрузкой. Встаёт большой вопрос — как мы это выдержим и сколько мы это выдержим. Можно вспомнить, что трёхкратное падение цен на нефть 86-го года убрало с карт Советский Союз.

Сразу после присоединения Крыма произойдёт большой патриотический подъём, как было в 1914 году. Будет серьёзная потребность в морально-политической консолидацией, люди, выступающие в качестве критиков, будут однозначно восприниматься как враги, агенты Запада и «пятая колонна». В общем, будет тяжёлая обстановка, всегда возникающая в подобный момент. Дальше будут проступать контуры проблем, и единство снова начнёт расшатываться. Достаточно сильно по части санкций мы спровоцировали США и Великобританию, поскольку по Будапештскому меморандуму они тоже давали гарантии Украине, и теперь взоры будут обращены именно к ним с вопросом: «Ну, вы заявили, что вы гаранты — что теперь собираетесь делать?». В результате постепенно будет расти количество санкций. Мы очень сильно завязаны на мировую экономику и в «режиме чучхе» жить уже не сможем, ни в плане финансов, ни по настроению людей. Именно эта проблема может стать основной повесткой дня у нас в ближайшие десятилетия.

Уже прекращены любые контакты в военной сфере, прекращены обсуждения инвестиций, не приходится обсуждать вопросы кредитования. В пределах года могут начать применять визовые санкции в отношении руководства, может быть — всех госслужащих определённого уровня, а также олигархов и ведущих бизнесменов, являющихся опорой режима. Идеи распространения санкций на граждан не найдут поддержки на Западе, поскольку всё-таки поездки и знакомство с жизнью за рубежом всегда были и остаются важным идеологическим элементом — как в плане укрепления доверия и понимания, так и с точки зрения пропаганды. Так что отказываться от этого они не будут, так как это сработает, напротив, на консолидацию режима. А вот до какой степени экономические санкции могут распространиться — станет предметом больших переговоров между Европой и Америкой. Точно можно сказать, что Европа встанет на курс максимального сокращения доли Газпрома на газовом рынке, и не исключено, что США в этом случае может принять решение об открытии газового экспорта.


Все права на материалы, находящиеся на сайте ej.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на ej.ru обязательна.