Вокруг России

Вокруг России Прямая речь

12 МАРТА 2014 г.

Маша Липман, главный редактор журнала Pro et Contra, сотрудник московского бюро "Вашингтон пост":

Ориентироваться конкретно на сенатора Маккейна не стоит, потому что он представляет собой весьма радикальную фигуру и его предложения часто носят экзотический характер. Но то, что Запад настроен решительно, и в случае аннексии, которая видится сейчас неизбежной, последует жёсткая реакция, сомневаться не приходится. Поскольку предупреждения и первичные санкции явно не подействовали и намерения российских властей не меняются, то дело идёт к присоединению Крыма, а значит — и к более серьёзным ответным мерам, о чём заявляли и представители Европы.

На сегодняшний день США уже ввели какие-то санкции в том, что касается замораживания активов и ограничения на въезд в страну ряда чиновников, так что там речь идёт не только о желании, но и о возможности. Для Европы трудность в принятии такого рода решения заключается в том, что у них гораздо больший объём торгово-экономических отношений с Россией, чем у США. Поэтому принятие санкций ударит по интересам и европейских бизнесменов, и наших бывших соотечественников, которые живут и работают в соответствующих сферах в Великобритании. Это ставит вопрос перед западными странами, готовы ли они идти на издержки для своей собственной экономики, чтобы наглядно и жёстко продемонстрировать: такое пренебрежение международным правом недопустимо.

Если рассматривать индивидуальные санкции против олигархов, то говорить о правовой практике трудно. Был принят «Закон Магнитского», содержащий список конкретных лиц, причастных к первоначальному «делу Магнитского», но закон сформулирован так, что список открыт и туда могут добавляться люди, причастные к нарушению прав человека в России. Это новая норма, и вообще-то не совсем понятно, на что она опирается. Кто, собственно, решает, причастны эти лица или нет к нарушению прав человека? Это закон с сомнительными основаниями. Когда он принимался, были предложения принять его в отношении всех стран и всех, кто нарушает права человека, но так не было сформулирована, меры были приняты именно в отношении российских чиновников. Поэтому говорить о том, противоречат или не противоречат эти предложения праву — нельзя. Нужно будет просто принять новую соответствующую норму. Вообще не впустить человека в страну можно и без всяких законов, нет такого принципа, что кто угодно может въехать в любое государство. Страна сама решает, кого пускать, а кого нет. Это касается и России, которая многократно отказывала во въезде разным лицам. И другие страны также имеют полное право отказывать кому-то во въезде. Там ведь не конкретизируется — на каком основании, каким олигархам, что вообще такое «олигарх», это же понятие неформальное. Что, каждый человек, у которого состояние больше 1 млрд долларов, становится невъездным в США? Не думаю, что так можно будет действовать, даже если очень хочется наказать Россию.

Когда именно будет принята новая волна мер, прогнозировать трудно. Представители Британии говорили, что скоро, что это вопрос буквально нескольких дней. Если никак не изменятся планы России по поводу проведения референдума, вопреки всем заявлениям, что это решение не соответствует никаким правовым нормам, то санкции будут приняты «скорее, чем ожидалось». Конкретно это решение, которое будет принято формально и о котором будет сделано публичное объявление. В целом Россия держит курс на самоизоляцию, и Запад отвечает последовательно.

Со стороны ЕС было сделано заявление, что визовые ограничения, которые будут вводиться, не ударят по рядовым гражданам. Они будут въезжать в соответствии с теми же процедурами, которые существовали и раньше. Но в сегодняшним мире, где экономические, коммуникационные и прочие связи развиты бесконечно больше, чем в предшествующие эпохи, курс на изоляцию отразится негативно на экономике страны, что граждане, несомненно, почувствуют. Как скоро? В нашей экономике и так весьма неблагоприятные тенденции, рост замедлился, и ещё до украинского кризиса речь шла о том, что никакого улучшения не предвидится. Нынешняя модель экономики себя изжила, а никакой альтернативы ей власть не предлагает. Разумеется, сейчас это всё усугубится, а как и когда — посмотрим.

Аркадий Дубнов, политолог:

Я не думаю, что российское руководство пойдёт на самое радикальное решение крымской проблемы — присоединение полуострова. Несмотря на то, что внешне для этого делаются все необходимые приготовления: готовится законопроект в парламенте, государственными СМИ ведётся совершенно оголтелая пропаганда под достаточно надуманными предлогами. Мои сомнения основываются на одном официальном свидетельстве, сделанном господином Лавровым в докладе Путину — на сообщении о том, что Москва рассматривает предложение по введению ситуации вокруг Крыма в русло международного права. Таким образом, Кремль признаёт, что сегодня ситуация вышла далеко за эти границы, и там понимают, что это связано и с действиями непосредственно России. Если это заявление серьёзное, то присоединение Крыма к России станет абсолютно перпендикулярным жестом к намерению вернуться к работе в русле международного права.

Что касается разговоров о возможности скорого вступления Грузии в НАТО — я думаю, что это такого же рода контрпропаганда. Такое решение серьёзно подорвало бы ситуацию на внешних границах России, неизбежно дестабилизировало бы все замороженные конфликты на Южном Кавказе, привело бы к усилению террористической активности на Северном Кавказе под предлогом противостояния угрозе западного влияния. Мы видим скорее элементы пропагандистской активности или попытки упредить действия Москвы по присоединению Крыма. При этом действия России на Украине сегодня снова вдохнули новую жизнь в НАТО как в структуру, крайне необходимую для обеспечения безопасности стран-членов и вообще как в стабильную структуру обеспечения безопасности в Европе. В ответ на непрогнозируемость действий Москвы, Североатлантический альянс может стать единственным гарантом неизменности европейских границ в 21 веке.

Вообще Запад скорее не готов выходить за пределы чисто символических жестов в этом кризисе. Несмотря на абсолютную неадекватность действий Москвы, на взгляд западных партнёров, последние не готовы переступить красную черту и пойти на прямую конфронтацию. Слишком много прагматических интересов, экономических или связанных с безопасностью, завязано на сотрудничестве с Россией. Москва это понимает и позволяет себе расширять область, ограничивающую их действия, всё шире и шире.

Сергей Цыпляев, президент фонда «Республика:

В целом легко предсказать, что, когда страна совершает любое «резкое телодвижение» в области внешнеполитических дел, другая сторона будет реагировать, на всякий случай страхуясь от дальнейших внезапных шагов. Поэтому на Украине следует ожидать, в первую очередь, разрастания поддержки вступления в НАТО и движения в сторону ЕС. В принципе большинство стран, имеющих серьёзные группы или меньшинства русскоязычного населения, будет теперь проявлять желание прыгнуть под натовский зонтик, как-то защититься. Потому что все увидели угрозу в наличии на их территории русскоязычного населения. Это та «медвежья услуга», которую мы оказали своим соотечественникам, проживающим в других государствах, например, на территории Украины, кроме Крыма.

Говоря о том, насколько далеко Запад готов зайти, нужно понимать, что принципы никогда не бывают абсолютными и всё сообразуется с реальными обстоятельствами. Традиционно, интересы безопасности стоят довольно высоко для США, да и для Европы. Естественно, будет искаться баланс различных интересов, тот вариант действий, который нанесёт минимальный ущерб Западу, но окажется чувствительным для России. Например, по советским временам мы помним ограничения, не позволявшие поставлять сюда высокотехнологичную продукцию. Совершенно необязательно сокращать поставки газа или нефти, достаточно создать трудности в той части, которая является нашей Ахиллесовой пятой — во всём, что связано с электроникой. Или, например, ограничить доступ к нефтегазовому оборудованию и технологиям. Все эти вещи могут стать для нас достаточно большой проблемой.


Все права на материалы, находящиеся на сайте ej.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на ej.ru обязательна.