Вокруг России

Вокруг России Звенья той цепи: те же и «Коммерсант-Украина»

17 МАРТА 2014 г. ИННА БУЛКИНА



Как ни страшно это говорить и писать, но мы постепенно привыкаем к слову «война». Правда, нам тут (в Украине) пытаются внушить, что война у нас «гражданская», а мы понимаем, что война у нас информационная и что началась она не вчера, и не 1 марта, когда «вежливые люди» в камуфляже без опознавательных знаков вошли в Крым. Похоже, все началось гораздо раньше — с зачистки информационного поля в России: с фактического отключения «Дождя», с поглощения информационных каналов каналами пропагандистскими, с тотальной «киселевщины», короче говоря.

Из Киева российские каналы нынче смотрятся как абсолютный «оруэлл», но, справедливости ради, украинские зрители-читатели в большинстве своем никогда не ориентировались в российской информационной «картинке». О существовании «Дождя» здесь знают лишь продвинутые пользователи «Фейсбука» и Живого журнала. «ЕЖ», «Грани» и «Кольту» читают они же, причем в большинстве своем — по ссылкам, а не по подписке. Сложно требовать от украинского сетевого обывателя, чтобы он грамотно «фильтровал базар» и отличал «Сноб» от «Слона», «Ленту» от «Газеты» и «Эхо» от «Взгляда». Наконец, коль скоро отключение независимых сетевых СМИ проходило пока через местных российских провайдеров, украинские читатели его не заметили.

Трудно сказать, заметили ли в Киеве отключение федеральных телеканалов — оно здесь тоже проходило через провайдеров (11 марта Национальный совет по телевидению и радиовещанию призвал провайдеров отказаться от ретрансляции четырех российских каналов) и было не повсеместным: в Луганске, Крыму и Севастополе трансляцию не прекратили, причем в Крыму и Севастополе поступили с точностью до наоборот и отключили украинские каналы. Некоторые провайдеры сориентировались по обстановке и перенесли услугу в более дорогие пакеты. Но пропаганда, в отличие от информации, продукт скорее для внутреннего потребления: про зверства бандеровцев в Киеве и Львове можно рассказывать жителям Москвы и Челябинска, но не Киева и Львова. Кто-то, возможно, пожалеет о сериалах. В общем, решение Нацсовета было скорее того же порядка, что и поспешная отмена языкового закона (так называемого закона Кивалова-Колесниченко), — мяч в свои ворота.

Между тем, коль скоро речь о «зачистке информационного поля», то Москва успела зачистить и небольшой «киевский участок». 13 марта сотрудники украинской редакции «Коммерсанта» узнали о закрытии издания, при этом официальное заявление гендиректора издательского дома Павла Филенкова несколько расходится с информацией киевских инсайдеров. Филенков объяснил закрытие издания финансовыми трудностями, говорил о возможной «приостановке» до того момента, когда «ситуация стабилизируется». Сотрудники издания уверены, что дело не в финансовых трудностях (хотя это не значит, что газета процветала) и что украинская версия более не возобновится.

Новость о закрытии единственной на сегодняшний день украинской деловой «ежедневки» стала тем более неожиданной, что конкурент «Ъ», принадлежавший «семье» (как вы понимаете, нашей «семье») «Капитал», по понятным причинам ушел в «бессрочный отпуск», и его финансовые проблемы как раз вполне понятны. Что же до «Коммерсанта», то рекламы там было немало, но прибыльным он не был никогда. Украинский рекламный рынок меньше российского на порядки, и схожие в этом плане с «Ъ» украинский «Форбс» или «Власть денег» испытывают те же проблемы. «Коммерсант» в свое время пришел в Украину как бренд, с ореолом респектабельности и влиятельности, и хотя украинская редакция звезд с неба не хватала, но в целом газета старалась быть корректной, информативной и объективной. Политической аналитикой брезговала, к слову сказать, чтоб не вляпаться в ангажированные расклады. Но с известного момента начались трения между киевской и московской редакциями — Москва и Киев не совпадали в подаче последних событий. Конфликт достиг высшей точки в минувший четверг. По словам сотрудников киевской редакции, вечером, за двадцать минут до сдачи номера в печать, раздался звонок из российского офиса: Москва требовала снять главный материал — статью о крымских событиях, включавшую заявление секретаря СНБО Украины Андрея Парубия о том, что российские военные стоят на границе. В конечном счете, спорная статья была снята и чуть было не заменена на другую, «спущенную из Москвы», но в последнюю минуту украинские журналисты решили номер не выпускать и наутро из новостной ленты узнали о закрытии газеты. Вместе с бумажной газетой была «отменена» интернет-версия: сайт kommersant.ua сейчас перенаправляет посетителей на kommersant.ru, а кроме того, практически недоступен электронный архив издания.

Вся эта история была мгновенно прокомментирована в Киеве как очередной эпизод «информационной войны». Собственно, об этом написал в своем блоге Петр Порошенко, пообещавший уволенным журналистам, что без работы они не останутся: «Закрытие "Коммерсантъ-Украина" — это очередной сигнал о том, что информационная война против Украины входит в активную фазу. Это прямой признак наступления на свободу слова, на право журналистов на профессию, на демократию», — написал Порошенко и пообещал «что-то придумать». И, похоже, придумает: в Киеве практически стартовала избирательная кампания, и по соцопросам лидер партии «Солидарность» и «шоколадный король» Петр Порошенко — один из самых реальных кандидатов на выход во второй тур.

Фото ИТАР-ТАСС/ Владимир Родионов


Все права на материалы, находящиеся на сайте ej.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на ej.ru обязательна.