В Кремле

В Кремле Соблазн простых ответов

17 ФЕВРАЛЯ 2005 г. АЛЕКСАНДР ЧЕРКАСОВ

архив ЕЖ

В прошлом десятилетии много чего доводилось читать и слышать про коварные замыслы врагов. Переплюнули всех, пожалуй, казаки. Не раз — обычно после второго стакана — раскрывали они мне «тайный план мирового сионизма» на Северном Кавказе: руками армян построить исламское государство от Чёрного до Каспийского моря. Рассказчики, похоже, и сами в эту бредятину верили.

О чем бы это я?..

16 февраля в Москве прошла расширенная коллегия Министерства внутренних дел, в которой принял участие командный состав практически всех подразделений самого МВД, а также руководители ФСБ, Генпрокуратуры, Минюста и Совбеза. После выступлений председателя правительства Михаила Фрадкова и министра Рашида Нургалиева коллегия перешла в закрытый режим работы. Но и эти двое, кажется, успели сказать достаточно.

Премьер говорил много и правильно. Всего семь тысяч дел о взятках: "Это не только не отражает реальных масштабов коррупции, но и не соответствует возможностям органов внутренних дел". Возможностей чего — борьбы или коррупции? Звучит двусмысленно. Но дальше все однозначно: Фрадков призвал бороться с "мздоимцами и нечистоплотными сотрудниками, превратившими службу в разновидность бизнеса, и весьма доходную". Органы внутренних дел, по его словам, должны прекратить "втягиваться в конфликты и споры хозяйствующих субъектов". Одними репрессиями проблему коррупции в МВД не решить: надо, с одной стороны, разработать систему материальной мотивации сотрудников, а с другой — самим милиционерам "формировать в себе серьезное отношение к служебному долгу".

Министр внутренних дел вроде бы согласился с премьером, отметив, что МВД как раз сейчас перестраивается. Но содержание его выступления заставляет задуматься о сути и направлении этой самой перестройки. Слова Нургалиева: "Высокой остается криминализация процесса акционирования хозяйственных структур, множество уникальных промышленных предприятий и иных производственных объектов продолжает переходить в собственность новых владельцев по ничтожным ценам" — это о чем, неужели о "Юганскнефтегазе"? Вряд ли... Но пусть о борьбе с экономическими преступлениями пишут специалисты, мне ближе другое — модные сейчас виды борьбы "с нелегальной миграцией" и "с терроризмом".

По словам министра, необходимо создание службы миграционных инспекций, поскольку "в последние годы растет напряженность в миграционной сфере, организован незаконный вывоз денежных средств, создана система уклонения от пошлин и налогов".
С тех пор, как в 2002 году миграционная служба была передана в ведение МВД, вопрос о том, что важнее — свобода передвижения или контроль за ним, — решается в пользу контроля. Очевидная "коррупционная ёмкость" такого контроля делает его еще одной "разновидностью бизнеса, и весьма доходного". Однако министр вновь настаивает на усилении этого контроля — зачем? По его словам, за последние 10 лет в России в четыре раза увеличилось количество преступлений, совершаемых иностранными гражданами. Боюсь, однако, что дело здесь не только и не столько в числе мигрантов или в их криминальных наклонностях, но в самом "усилении борьбы" — когда преступлением считается само по себе пребывание без регистрации.

Вообще-то трудовая миграция — фактор для современной России важнейший: без нее население стремительно сокращается и "стареет", критически не хватает рабочих рук в самых разных сферах. Да и вообще без свободы передвижения современная экономика не работает.
Есть, правда, еще один сильный аргумент. На МВД теперь возложено руководство контртеррористической операцией, и Нургалиев много говорил об этой работе. По его словам, после бесланской трагедии в Северо-Кавказском регионе централизована деятельность всех видов разведки, созданы единая база данных и единый пункт управления Объединенной группировкой войск, развернуты силы на административной границе Чечни, а в прилегающих регионах проведены масштабные спецмероприятия, итогом которых "стало задержание двух групп приверженцев ваххабизма, девяти участников незаконных вооруженных формирований, 72 преступников, находившихся в розыске". Это, несомненно, необходимая и очень важная работа — тут все всерьез: террор в России связан с чеченской войной.

Но не менее важно идеологическое обоснование, данное министром, а здесь — все наоборот. По словам Нургалиева, основное влияние на криминальную ситуацию в России оказывает агрессия сил международного терроризма, идеологи которого сделали ставку на активное использование националистических и религиозных противоречий для отторжения от России отдельных регионов.

Нечто новое сказано о самом супостате: "Сегодня их главная задача — активизировать антиконституционные процессы в нашей стране, изменить позицию России в интересах западных стран, осложнить интеграцию СНГ". А основная ставка делается на Северо-Кавказский регион, обстановка в котором "используется для давления на нашу страну с применением "двойных стандартов" и развязыванием "острых кризисных ситуаций".

Интересно, как? Наверное, Шамиль Басаев через самого Усаму бен Ладена получает инструкции... откуда — из Вашингтона или инда из Страсбурга?

Вместо анализа наших российских и своих эмвэдешных внутренних трудностей и противоречий свалить все на врага внешнего — скучно, господа…

В тот вечер, как и накануне, по ящику крутили "типа документальный" фильм про убийство Григория Распутина. Ну «чисто английское убийство»: оказывается, именно англичане и вредили своим союзникам. Британский король и германский кайзер, объединившись, решили — не смейтесь, это все подается с паучьей серьезностью! — насадить на Святой Руси демократические ценности. И извели-таки святого старца, метя при этом в самого Государя-императора. Так и вижу: Георг Пятый вкупе со своим заклятым врагом Вильгельмом Гогенцоллерном плетут интригу, один супротив своего двоюродного брата Николая Александровича, другой же, надо полагать, против Александры Федоровны, урожденной Алисы Гессенской... Что и говорить, модная для нынешней России болезнь — конспирология.

Интересно, сколь глубоко в сознание подчиненных проникла озвученная Рашидом Нургалиевым версия? Еще Карл Маркс, помнится, писал о «ярлыках, которые обманывают не только покупателя, но и продавца». Если мифы, созданные спецпропагандистами вроде бы для употребления внешнего, для оболванивания почтеннейшей публики, становятся "рабочими гипотезами" — это не только опасно для окружающих, но и вредно для работы.

Несомненно, сегодня перед Министерством внутренних дел стоят непростые проблемы. Однако следует помнить: у каждой такой сложной задачи есть простое, всем доступное решение... и оно неправильно.

Автор — член правления общества "Мемориал"

Все права на материалы, находящиеся на сайте ej.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на ej.ru обязательна.