Вокруг России

Вокруг России Прямая речь

18 МАРТА 2014 г.

Максим Блант:

В том, что аншлюс Крыма, помимо всех прочих моральных и материальных издержек для России, создаст опасный прецедент, можно было не сомневаться с того самого момента, как только зашли разговоры о присоединении полуострова. Теперь в состав России просится Приднестровье, непризнанная республика, которая во всем мире считается частью Молдавии. При этом власти Приднестровской республики совершенно справедливо напоминают, что в очереди на присоединение к России они первые. Референдум там прошел еще в 2006 году, а результаты превзошли даже крымские: за присоединение к России высказалось 97% жителей региона. Если и эта просьба будет удовлетворена, Абхазию и Южную Осетию ждать недолго. А там, глядишь, и Нарва, где живет преимущественно русскоязычное население, подтянется. Отказать им будет непросто. Особенно после того, как российские граждане при помощи массированной пропаганды были взвинчены до крайней степени ура-патриотического угара. После нескольких недель коллективного повторения мантры о защите русских за пределами России, бросить «наших» на съедение молдавско-эстонским (как вариант, грузинско-латышским) «бандеровцам» было бы проявлением слабости, чреватым потерей боевого духа и снижением безоговорочной любви в национальному лидеру. Между тем, отвлекаться от битвы за реинкарнацию империи населению никак нельзя, поскольку люди сразу начнут считать деньги в кошельках, и их нереализованное возбуждение рискует вылиться в протест против изрядно выросших цен. Так что Путин, даже если он сам этого еще не осознает, все больше становится заложником собственного империализма, и с каждым днем становится все более трудным смягчить позицию, сдать назад. При этом количество «черных дыр» российского бюджета будет расти. Расходы на интеграцию и последующее содержание Крыма, по оценкам, превысят расходы на подготовку к Олимпиаде – последний «мегапроект», который смогла себе позволить российская экономика. А если прибавить сюда негативный эффект от санкций, то экстренные экономические меры могут потребоваться очень скоро. Не исключено, что призыв к предпринимателям вернуть деньги на родину, уже к лету сменится более жесткой «разверсткой» среди олигархов. Населению же будет предложен старый добрый лозунг «пушки вместо масла».  

Аркадий Дубнов, политолог:

Обращение спикера Приднестровского парламента можно расценивать двояко. Либо этот шаг каким-то образом согласован с Москвой, что позволит начать процедуру, аналогичную присоединению Крыма. Либо это шаг внутренне-политического содержания, направленный на то, чтобы продемонстрировать приднестровцам, что эта тенденция закономерна, и их власть не оставит перспективу выхода из состава Молдавии. В случае если присоединение региона станет реальностью, это приведёт, во-первых, к появлению на западе ещё одного российского эксклава, вслед за Калининградом. Если посмотреть на карту, можно увидеть, что Приднестровье зажато между Молдавией и Украиной. Поскольку это де-факто освободит Молдову от территории непризнанной республики, то в результате ускорит её принятие в НАТО и ЕС, поскольку она не будет отягощена неразрешённым территориальным конфликтом. Вызывает очень большие сомнения то, что такая перспектива устраивает российское руководство, поэтому Москва, скорее всего, заморозит ответ на эту инициативу. Не говоря уже о том, что в случае присоединения этой территории придётся решать проблему с контрабандой, огромное количество которой идет в Приднестровье из Одессы. Эта контрабанда является одним из серьёзнейших источников доходов приднестровского режима. Также можно добавить, что тогда это можно будет считать одним из самых экстравагантных путей разрешения замороженных конфликтов на территории бывшего Советского Союза.

Упрёки, что Москва реализует только те возможности защиты своих соотечественников, которые удобны ей в плане геополитики, российское руководство сможет дезавуировать так: Севастополь — это город русской славы, обильно политый кровью русских солдат, в то время как в Приднестровье нет такой угрозы притеснения по языковому принципу, русский язык там свободно употребляется, без всяких ограничений. Но если от отчаяния Приднестровье всё-таки будет присоединено к России, превратившись в её эксклав, это приведёт к ещё большему напряжению в отношениях между Россией и её союзниками по СНГ. В частности, Белоруссия ещё больше начнёт ощущать серьёзной дискомфорт. Уже появились сообщения, что власти Минска призывают на службу отслуживших пограничников, чтобы усилить границу, опасаясь покушения на свою территориальную целостность.

Также надо заметить, что многих приднестровцев перспектива оказаться в составе России вовсе не радует. Эти люди в значительном количестве сохраняют молдавское гражданство, которое позволяет им свободно перемещаться по европейским странам. Со своими паспортами они вылетают из Кишинёва. Но в случае, если Приднестровье присоединится к России, соединение с Кишинёвом будет закрыто, и они потеряют возможность ощущать себя почти что европейцами.







Все права на материалы, находящиеся на сайте ej.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на ej.ru обязательна.